Прощание с Galileo: экспедиция окупилась сторицей

Galileo сбрасывает автономный зонд на Юпитер.

21 сентября 2003 года завершилась 14-летняя одиссея космического аппарата Galileo. Последняя команда, полученная аппаратом с Земли, предписывала развернуться и идти на столкновение с Юпитером. Последний сигнал пришёл на землю через сорок минут после гибели аппарата.

Провожали аппарат торжественно, но, похоже, без траура: во всяком случае, в NASA демонстрирует больше радости от достижений Galileo, нежели печали по поводу того, что аппарат истратил практически всё топливо, и, того гляди, станет неуправляемым.

Galileo — аппарат-рекордсмен. Строили его на совесть, и это окупилось сторицей.

Но, обо всём по порядку.

Итак, запущен Galileo был в 1989 году — выпорхнул из люка грузового отсека шаттла Atlantis. В 1991 году Galileo вошёл в кольцо астероидов — огромный пояс, располагающийся между орбитами Марса и Юпитера. Именно тогда и начались открытия.

Во-первых, Galileo сблизился с астероидом Гаспрой и послал на Землю первый снимок, сделанный с близкого расстояния. Чуть менее года спустя Galileo сблизился с другим астероидом — Идой, и обнаружил у него собственный спутник, получивший название Дактил. Так человечество узнало о том, что и у астероидов могут наличествовать свои спутники.

Фрагмент поверхности Европы (фото, сделанное аппаратом Galileo).

А в 1994 году аппарат Galileo был единственным, кто напрямую сумел пронаблюдать катастрофический взрыв от столкновения кометы Шумейкера-Леви 9 с Юпитером.

7 декабря 1995 года Galileo приблизился к Юпитеру.

Перед выходом на орбиту, Galileo успел пролететь мимо двух крупнейших спутников гиганта — Ио и Европы.

К Европе Galileo приблизился на 33 тысячи километров, а вот над Ио он пролетел на довольно маленьком расстоянии — всего 900 километров.

Спустя четыре часа после того, как Galileo миновал Ио, он вышел на определённую для него орбиту вокруг самого Юпитера.

За несколько месяцев до этого, в свободный полёт в сторону газового гиганта был сброшен автономный зонд, чьей задачей было погрузиться в атмосферу Юпитера и проникнуть насколько возможно глубоко.

Зонд перестал подавать сигналы после того, как погрузился на глубину более 130 километров ниже той отметки, где давление атмосферы Юпитера соответствовало земному давлению. Очевидно, от трения зонд разогрелся до 150oC, и электроника отказала.

Схема устройства Galileo (изображение NASA).

Через час после получения последнего сигнала с зонда, двигатели Galileo были запущены, и аппарат окончательно вышел на орбиту планеты.

Гибель Galileo в атмосфере Юпитера (рисунок художников NASA).

Во время первого облёта Юпитера, занявшего семь месяцев, прямо с Земли было установлено новое программное обеспечение и осуществлены некоторые настройки, так что телеметрический функционал аппарата вырос вдесятеро.

За этим последовала двухлетняя «основная» экспедиция, окончившаяся в декабре 1997 года.

Но аппарат продолжал функционировать, и в NASA решили продлить его эксплуатацию.

Galileo подходил на рекордно малые расстояния к спутникам Юпитера. Наименьшее расстояние между ним и Европой составило 201 километр (16 декабря 1997 года), над Каллисто он пролетел в 138 км (25 мая 2001 года), 17 января 2002 года он подошёл на 102 километра к Ио, а последним его достижением стал визит на Альматею 5 ноября 2002 года. Сблизившись с загадочным спутником Юпитера на 160 км, Galileo определил, что это — всего лишь куча камней, вращающаяся по одной и той же орбите.

У Ио аппарат Galileo обнаружил собственное магнитное поле, чего за другими спутниками планет Солнечной системы не водится.

А данные о Европе, полученные Galileo, позволили учёным заподозрить там наличие жидкой воды, а соответственно, и жизни.

Выяснилось, что весь этот спутник покрыт толстой коркой льда, под которой может находиться слой жидкой воды...

Именно чтобы избежать попадания земных бактерий, чудом уцелевших внутри Galileo, на поверхность потенциально обитаемой луны Юпитера, аппарат и было решено утопить в атмосфере газового гиганта.

Снимок Большого красного пятна Юпитера — как выяснилось, это могучий шторм в облаках планеты, продолжающийся уже несколько сотен лет.

Впрочем, микроорганизмы внутри Galileo могли уцелеть только чудом: доза излучения, доставшаяся аппарату, вчетверо превышала расчётную. Из-за радиации даже на время отказывало кое-какое оборудование.

Но конечными итогами экспедиции в NASA очень довольны: получено более 30 гигабайт данных о Юпитере его спутниках, опасность «заражения» Европы исчезла вместе с самим аппаратом, а открытие водяного льда на Европе уже подвигло руководство NASA начать подготовку к новой экспедиции, посвящённой поиску внеземной жизни.

Японцы строят новое поколение космических ракет