Куда летят деньги, вложенные в нелетающий SoloTrek?

Модель прототипа SoloTrek XFV (иллюстрация с сайта solotrek.com).

Несмотря на то, что создатели индивидуального летательного аппарата SoloTrek продолжают развивать нечеловеческую активность в деле продвижения своего детища, преисполненная здорового скептицизма редакция «Мембраны» продолжает считать, что что-то здесь не так.

В своё время, находясь под впечатлением от ставшего классическим четвёртого эпизода «Звёздных войн», президент Рональд Рейган дал «добро» на воплощение в жизнь программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ).

Нельзя сказать, что в ходе осуществления этой программы были действительно созданы принципиально новые образцы супервооружений, однако цели своей Рейган добился: Советский Союз, с энтузиазмом купившийся на явную утку и ринувшийся в гонку вооружений, всего за десять лет окончательно истощил свою экономику и пал к ногам американских империалистов. Возможно, что нечто похожее происходит и в наши дни.

Идея, на которой спекулирует Майк Мошье, бывший пилот ВМФ США, ныне ударившийся в предпринимательство, не нова. Американские власти давно мечтают получить на вооружение персональный летательный аппарат, который, обладая основными тактико-техническими характеристиками вертолёта (такими, как приемлемая скорость, манёвренность, возможность вертикального взлёта и посадки), мог бы уместиться в рюкзаке или, на худой конец, в кузове армейского джипа.

Джеймс Бонд надевает реактивный ранец Bell Textron.

Впервые похожий аппарат был разработан в лабораториях корпорации Bell Aerospace еще в 60-х годах прошлого века. Состоял он, в основном, из реактивного двигателя ранцевого типа, небольшого топливного бака, рукояток управления и пилота с атрофированным инстинктом самосохранения. Причём, в отличие от SoloTrek XFV, он даже успешно летал, что и было продемонстрировано в очередном фильме из сериала о похождениях Джеймса Бонда «Шаровая молния».

К сожалению, изобретению так и не удалось встать на поток, поскольку чудовищно прожорливому реактивному движку хватало топлива всего на 20 секунд полёта, после чего пилоту следовало либо искать ровную и достаточно вместительную площадку для приземления, либо молиться.

Потом были летающие платформы с реактивным и турбовинтовым приводом, новые ранцевые вертолёты... Все они получали свою долю финансирования от стола щедрого Пентагона, фотографии авторов мелькали на обложках глянцевых журналов, но... все эти изобретения так и канули в Лету, не дожив до времён широкого распространения Интернета.

Пожалуй, будет не совсем честно сказать, что за истекшие три месяца в деятельности фирмы Майкла Мошье не произошло ничего нового. Напротив, событий даже слишком много. К сожалению, большая их часть носит характер шагов чисто рекламных, нацеленных на привлечение внимания потенциальных и нынешних инвесторов. Точнее говоря, на публику.

Новое название фирмы Мошье — Trek Aerospace.

Во-первых, компания сменила своё имя. Как оказалось, заумное и явно конъюнктурное название Millennium Jet оказалось слишком сложным для американских мальчишек и девчонок, желавших перечислить экспериментаторам свои кровные деньги, но часто ошибавшихся с электронным адресом компании.

А потому, в свете новых веяний, фирму было решено переименовать в не менее претенциозное (но более удобочитаемое) словосочетание Trek Aerospace. Теперь, как ясно из названия, амбиции Мошье простираются не только на воздушную, но и на космическую среду.

Во-вторых, собственно летательным аппаратом заинтересовался Голливуд и многочисленные производители детских игрушек. В соответствии с контрактом, подписанным между Trek Aerospace и компанией MGM/United Artists, макет аппарата будет использован для съёмок очередного шпионского боевика. Правда, на этот раз настоящему Джеймсу Бонду полетать на нём не светит. Предполагается, что в новом тинейджерском боевике под названием Agent Cody Blanks поражать врагов демократии придётся его юному последователю. Естественно, что одним из инструментов мщения будет пресловутый SoloTrek.

Кроме того, ещё несколько кинокомпаний высказали свою заинтересованность в использовании пока ещё не рожденного чудо-турболёта. Разумеется, выход фильмов будет сопровождаться и появлением соответствующего набора пластиковых игрушек, повторяющих общие контуры SoloTrek.

Теперь о том, что было реально сделано для улучшения лётных характеристик аппарата.

Старый двухтактный поршневой двигатель, применявшийся в SoloTrek SN-000, заменён на более продвинутый двигатель внутреннего сгорания, «который сочетает в себе все достоинства турбины, но лишён её недостатков». Соответственно, изменениям подверглась моторама, топливная система, коробка передач и ряд других компонентов вертолёта. Лопасти вентиляторного типа, приводящие вертолёт в движение, также были доработаны, вследствие чего на 40 процентов выросла управляемость всей системы.

Кроме того, было решено заменить часть алюминиевых узлов на их титановые аналоги. Здесь конструкторам пришлось принести весовые характеристики узлов в жертву их долговечности и надёжности.

Итак, что мы имеем в качестве предварительного итога? Львиная доля ресурсов компании явно транжирится на создание информационного шума вокруг её детища с целью привлечения инвесторов.

Одна из немногочисленных попыток взлёта. Обратите внимание на канаты.

Оставшиеся средства идут на улучшение технических характеристик SoloTrek’a. Причём, складывается впечатление, что конструкторы работают методом научного тыка: в противном случае, им бы не пришлось практически заново переделывать свой вертолёт, столкнувшись с проблемой недостаточной мощности и надежности силовой установки, использованной на первом образце аппарата.

Не вполне понятно, насколько успешно идёт работа над решением проблемы горизонтального хода вертолёта: способность к вертикальному взлёту очень важна, но далеко не единственная характеристика любого летательного аппарата.

Впрочем, часть ответов на поставленные вопросы мы узнаем всего через две недели: очередной испытательный полёт SoloTrek обещают провести первого августа сего года.

Редакция «Мембраны», в свою очередь, берёт на себя обязательство держать вас в курсе событий.



У Пентагона будет новый беспилотный самолёт

12 июля 2002

Испытаниям суперсамолёта помешал сильный ветер

11 июля 2002

«Летучая мышь» от Boeing взлетит в 2006 году

10 июля 2002

Американский миллионер ставит мировой рекорд по воздухоплаванию

1 июля 2002

Дирижабли-гиганты будут пожарными и садовниками

24 июня 2002