Коня (то есть танк) на скаку остановит, войдёт в горящую избу. Принесёт ключевой воды напиться, угостит караваем (в смысле – сухим пайком). В общем, перед нами свежий вариант... нет, не «женщины в русских селеньях», а многофункционального робота для поля боя, созданного в селеньях американских.
Интересную машину испытала недавно компания Lockheed Martin. Без вмешательства оператора этот колёсный робот взобрался на 76-сантиметровую ступень и прополз над провалом, шириной 1,78 метра, полагаясь на описания препятствий и свою «сообразительность».
Наверное, не всякий внедорожник, типа военного HMMWV, под управлением, естественно, живого водителя сходу справится с теми искусственными препятствиями, что заготовили инженеры Lockheed Martin для своего робота.
И хотя проект этот далёк от завершения, такие аппараты, как полагают создатели новинки, в 2013 году встанут в один строй с солдатами, освобождая их во многих случаях от переноски тяжёлого оборудования, припасов и оружия, а ещё — поддерживая огнём в наступлении и обороне.
Познакомимся же с аппаратом поближе. Это многофункциональное автономное транспортное средство MULE (Multifunction Utility/Logistics and Equipment), в названии которого заложены вспомогательные функции, логистика и оборудование.
Его 2,5-3,5 тонны веса (в зависимости от исполнения и, конечно, нагрузки) означают, что эту машину можно транспортировать к театру военных действий на борту самолёта C-130 или вертолёта CH-47, либо на внешней подвеске вертолёта UH-60.
Шесть колёс. Все — ведущие. Независимая подвеска. Есть тут и система централизованной подкачки давления в шинах.
Причём подвеска тут не простая, а активная: перемещением каждого колеса вверх-вниз робот может управлять произвольно, поднимая перед препятствием то «переднюю лапу», то колёса в центре, или приподнимая над дорогой сам кузов (полностью или его передний, или задний конец отдельно). В общем — возможностей масса. Главное — сообразить, как поступить в том или ином случае.
Собственно программа управления стала одним из основных элементов новинки, которую инженеры активно тестировали в последнее время. Она не только выбирает тактику преодоления бездорожья, но и использует управляемую подвеску для компенсации различного расположения центра тяжести груза.
Про способность софта автономно управлять машиной на больших маршах — ничего неизвестно. Но, полагаем, за этим дело не станет. Ведь технологии тут развиваются стремительно: недавно несколько автомобилей-роботов впервые смогли победить пустыню, а армия США уже испытала на бездорожье тяжёлый робот-грузовик с нагрузкой почти 17 тонн.
«Мул» может забираться на 1-метровую ступеньку и покорять более чем 1-метровый ров, двигаться с креном в 40% и преодолевать водную преграду глубиной более полуметра.
Задумано три варианта MULE: Assault (лёгкий аппарат для вооружения, вроде гранатомётов, пулемётов или установки для запуска противотанковых ракет), Transport (более тяжёлая и грузоподъёмная машина снабжения) и Countermine (понятно — противоминная машина).
Все три построены на одинаковом шасси, что сулит преимущества в производстве и ремонте. И силовая установка тут тоже прогрессивная: электромоторы в ступицах колёс и дизель-генератор на борту.
Такая гибридизация транспортных средств для армии и модульный принцип их построения набирает популярность, вот свежий пример.
Интересно, что в грузовом варианте на машине предусмотрено множество разнообразных мест крепления вещей, складные и съёмные рейлинги, способные удерживать не только ящики с боеприпасами или другими «полезностями», но и носилки с раненым. Один «Мул» в таком исполнении может перевозить всё необходимое для пары команд морпехов, почти по любой местности.
Противоминный аппарат MULE должен обнаруживать мины и отмечать их местоположение. Ну а для чего будет применяться вариант Assault — и пояснять не надо.
Lockheed Martin называет «Мула» самым крупным и умным автономным роботом из всех созданных ею (вкупе с субподрядчиками) аппаратов в рамках программы беспилотных наземных машин.
Тем удивительнее, что от старта разработок этого очень самостоятельного шестиколёсника до показа опытного полноразмерного прототипа, как пишет компания в своём пресс-релизе, прошло всего 13 месяцев.
Конечно, фанерное бездорожье — это пока ещё весьма скромная проверка для новичка, тем не менее компания смело относит его к «вооружениям будущего». Остаётся только этого самого будущего дождаться.