Гибридный трудяга приезжает и сваливает бесшумно

Неизвестно, какую скорость может развивать этот автомобиль, но его плавные обводы помогут экономить топливо на шоссе. Правда, предназначено это творение вовсе не для кольцевых гонок (фото с сайта gizmag.com).

Сканер отпечатка пальца и электронная система курсовой устойчивости, литий-ионные аккумуляторы и жидкокристаллическая крыша, аэродинамический обвес, активная подвеска и светодиодное освещение. Что это? Скажете — суперкар? Или концепт семейного авто ближайшего будущего? Не угадали. Это самосвал. Новый японский самосвал.

Компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC) представила на Токийском автосалоне (Tokyo Motor Show 2007) автомобиль-гибрид Canter Eco-D. В последние годы мы видели немало различных гибридов. По схеме ДВС плюс электромотор сейчас делают не только легковушки, но и развозные фургоны и даже городские автобусы. Но японцы подошли к развитию этой технологии весьма оригинально — они создали футуристический гибридный... самосвал.

Забудьте чадящий строительный транспорт с грязными вёдрами на крюке, что нередко показывается на улицах города. Отныне самосвалы стоят в одном ряду с модными и такими «зелёными» легковушками, как Toyota Prius II, или, допустим, военными гибридными джипами.

Колёсная база Canter Eco-D составляет 3,35 метра, а размеры авто — 5,8 х 2 x 2,5 метра. Грузоподъёмность этого самосвала равна трём тоннам (фото и иллюстрация с сайтов jalopnik.com и gizmag.com).

По сравнению с обычным самосвалом того же размера новый автомобиль выбрасывает намного меньше вредных веществ, в том числе окислов азота и частиц сажи, и меньше парниковых газов, конечно же.

В основе силовой установки Eco-D лежат 3-литровый дизельный двигатель мощностью 92 киловатта и ультратонкий электромотор/генератор мощностью 35 киловатт, которые приводят колёса в движение через роботизированную коробку передач. Так что перед нами — гибрид параллельной схемы, который может двигаться как только на одном ДВС, так и на одном электромоторе или на обоих движках одновременно.

Любопытно, что создатели этого самосвала посчитали вполне оправданным применение на нём дорогих, но эффективных литий-ионных батарей.

Выбор схемы работы силовой установки зависит от режима движения. При интенсивном разгоне здесь задействованы оба двигателя, при равномерном движении по трассе — только дизель, а на стройплощадке или во дворе самосвал может передвигаться только на электротяге.

Силовая установка Canter Eco-D (фотографии с сайтов gizmag.com и jalopnik.com).

Уникальная особенность разработки — применение электромотора в качестве источника энергии для гидравлического подъёмника кузова. Разгружать свой сыпучий груз Canter Eco-D может, не запуская дизель, что порадует жителей больших городов, нередко испытывающих головную боль из-за шума стройки, идущей под окнами.

На гибридной технологии, впрочем, чудеса этого самосвала не заканчиваются. Авторы этого грузовика немало подумали о безопасности и удобстве машины.

Скажем, водителю не нужно выходить из машины, чтобы включить подъём кузова — пульт управления находится в кабине. А за процессом разгрузки человек может наблюдать по экранам мониторов: в разных точках авто установлены три цифровые видеокамеры. Они же заменяют зеркала заднего вида при движении по трассе.

Большие двери с задними петлями, по мнению создателей машины, удобны при работе в тесной обстановке (фото с сайта nikkeibp.co.jp).

Кнопка опрокидывания кузова есть и на наружной стенке авто, в некоторых случаях водителю удобнее будет воспользоваться ею. При этом инженеры подумали о предотвращении несанкционированного использования этой кнопки. Она оснащена сканером отпечатка пальца, так что признаёт лишь водителя.

С кузовом связано и ещё одно новшество. У обычного самосвала задний бортик просто откидывается, повисая на петлях, что приводит к резкой и неконтролируемой разгрузке содержимого. У Eco-D кузов определяет тип и вес груза и при своём подъёме автоматически раскрывает створки заднего бортика (там есть встроенные электромоторы) на такой угол, чтобы обеспечить плавную и бесшумную разгрузку песка или гравия.

Увеличенная площадь остекления, в том числе стеклянная крыша (прямо скажем, редкость для столь утилитарного авто), улучшает обзорность с места водителя. Прозрачность крыши регулируется автоматически, в зависимости от солнца, благодаря встроенному жидкокристаллическому слою, что сокращает затраты на работу кондиционера.

Ради устранения мёртвых зон здесь даже сделали ажурные передние стойки со стеклянными вставками. А за активную безопасность на дороге отвечают антиблокировочная система тормозов и даже система электронной стабилизации.

Поднятый кузов выдаёт в этой машине самосвал. А так, с первого взгляда, и не скажешь. Внизу: в темноте Eco-D щеголяет светодиодными огнями над колёсами и на бортах (фотографии Mitsubishi Fuso и с сайтов nikkeibp.co.jp, gizmag.com).

Непривычен для самосвала и его «космический» облик. Но за ним стоит не только стиль, а та же безопасность и удобство. Светодиодные огни по бортам увеличивают заметность машины ночью, а прижатые почти к самым шинам колёсные арки призваны сократить до минимума разбрызгивание грязи и разбрасывание щебня и гальки при движении машины по стройке.

Тут, что приятно, создатели гибрида позаботились об удобной замене колёс. Одно нажатие кнопки — и корпус авто поднимается вверх на 7 сантиметров.

Японские инженеры полагают, что Eco-D окажется полезным на небольшой стройке, при выполнении ландшафтных работ и в дорожном строительстве.

Но главное, MFTBC считает, что концептуальный Eco-D откроет дорогу гибридным технологиям к другой специальной автомобильной технике, типа автокранов или подъёмников с люльками, в общем — ко всей той технике, что работает в городах. А именно здесь низкий уровень выхлопа и снижение шума грузовиков особенно важны.

Эта «воздушная» кабина больше подошла бы какому-нибудь концептуальному магистральному тягачу (фотографии с сайта gizmag.com).

Пока даже легковые гибриды встречаются на дорогах нечасто. Но скоро, возможно, гибридные грузовики и автобусы догонят легковушки по численности. В Японии, по крайней мере. Ведь для более тяжёлого транспорта, бегающего целый день с многочисленными остановками, применение гибридной силовой установки оказывается ещё более выгодным. На тяжёлой технике такой привод может сэкономить больше горючего.

А если грузовик-гибрид будет ещё и симпатичным, он сможет улучшить не только экологическую обстановку в городе, но и поднять настроение жителей. Что не менее важно.



Вертолёт-подлодка доставляет спецназ из-под волн

1 ноября 2007

Небесный трамвай подарит вторую жизнь старым самолётам

31 октября 2007

Надувное авто защитит седоков стенами-подушками

29 октября 2007

Hitachi встроила в руль идентификатор по венам пальцев

25 октября 2007

Дубовый коттедж обыграл зелёных на чужом поле

22 октября 2007