Частный Dragon отвезёт семерых на орбитальную станцию

Это пока отладочный образец капсулы Dragon, но для постройки готового орбитального корабля у SpaceX осталось не так уж много времени (фото SpaceX).

Первый в мире частный космический корабль пристыкуется к Международной космической станции уже в 2009 году! «Когда его люк откроется, начнётся новая эпоха в области космической транспортировки», — говорит миллионер Элон Маск (Elon Musk), владелец и основатель компании SpaceX, пытающейся сделать то, что раньше удавалось лишь государствам.

Может ли маленькая частная фирма самостоятельно создать ракету-носитель и пилотируемый космический корабль и запустить их на орбиту? Могут ли «любители» быстро пройти тот путь, который до сих пор совершили лишь космические агентства трёх стран, финансируемые государствами и объединявшие мощь множества крупных корпораций, НПО и НИИ?

Вспомним, триумф первого частного космоплана мы уже видели, но то был суборбитальный аппарат. А вот в то, что частная космонавтика может совершить рывок к МКС уже года через полтора – верится с трудом. И всё же.

Один из ангаров SpaceX. Слева виднеется головной обтекатель одной из ракет-носителей компании, нацеленной, в числе прочего, и на коммерческие запуски спутников на различные орбиты, вплоть до геопереходной (фото SpaceX).

18 декабря 2007 года американская компания SpaceX представила на суд NASA так называемый «Обзор системных требований» к своему космическому кораблю. Специалисты SpaceX обобщили всё, что уже удалось сделать по этому проекту, и показали компьютерные симуляции, в которых были просчитаны сближение частной капсулы с МКС и их стыковка.

Такой обзор был вовсе не прихотью SpaceX, а своего рода отчётом о потраченных деньгах.

Напомним, после 2010 года шаттлы уйдут на покой, а пилотируемые полёты на новейших Orion начнутся только в 2014-м. Однако это вовсе не значит, что в этот период на МКС космонавтов и астронавтов будут возить одни лишь "Союзы". NASA решило, что можно часть пирога по транспортировке грузов и людей на/с МКС доверить частникам.

Ранее компания SpaceX получила примерно четверть миллиарда от NASA на участие в программе «Коммерческой орбитальной транспортировки» (Commercial Orbital Transportation Services — COTS). Как сказано в прес-релизе фирмы, NASA одобрило технический обзор, так что инженеры продолжают удерживаться в рамках графика программы COTS.

«От добра добра...» Общая компоновка и облик Dragon схож с космическими кораблями Apollo и Orion. Коническая обитаемая капсула дополнена негерметичным приборным отсеком цилиндрической формы, который отделяется перед спуском в атмосферу. Откидной обтекатель на вершине конуса скрывает стыковочный узел. Внизу: грузовой и пилотируемый вариант наполнения капсулы (иллюстрации и фото SpaceX).

Тут нам пора подробнее познакомиться с частным космическим кораблём. Называется он «Дракон» (Dragon).

Внутри него имеется 14 кубометров герметичного жилого пространства, где могут быть размещены 2,5 тонны полезного груза в специальных стойках либо экипаж до 7 человек. Интересно, что спускаемый аппарат Dragon сможет возвращать с орбиты, например с МКС, груз той же массы, что и поднимать в космос.

«Толкать» этот аппарат наверх будет собственная же ракета-носитель компании под названием Falcon 9.

Falcon 9 в сборе с Dragon. Справа: первую ступень Falcon 9 поднимают на испытательный стенд. Тест первой ступени с запуском, правда, только одного её двигателя (иллюстрация и фотографии SpaceX).

Мы уже упоминали её, когда подробно рассказывали о SpaceX, её первых успехах, её планах и целой линейке её ракет-носителей.

Вкратце: Falcon 9 — двухступенчатая ракета. Длина её составляет 54,3 метра, а стартовая масса — 325 тонн. В зависимости от точки старта, наклонения орбиты и других её параметров, она сможет поднимать в космос до 10,4 тонны полезной нагрузки.

В обеих ступенях тут используется одинаковое топливо и окислитель: керосин и жидкий кислород. Баки двух ступеней имеют одинаковую конструкцию, отличаясь лишь длиной. И даже двигатели у них одинаковые (это опять же разработка SpaceX под названием Merlin 1C), только на первой ступени их стоит девять, а на второй — один. Всё это снижает стоимость изготовления ракеты.

А что дальше? Планы впечатляют.

Сближение и стыковка Dragon с МКС (иллюстрации SpaceX).

Уже в третьем или в четвёртом квартале 2008 года космический корабль Dragon (без людей на борту) должен стартовать на вершине Falcon 9, выйдя на орбиту, отделиться от носителя, передать на Землю телеметрию, затем выполнить торможение и вход в атмосферу, в конце концов, посадочная капсула Dragon должна благополучно вернуться домой. На всё про всё должно уйти 5 часов.

А во втором квартале 2009-го должен состояться 5-дневный испытательный полёт Dragon с выполнением подхода близко к МКС.

Наконец, на третий квартал 2009 года намечен тестовый рейс Dragon (так же пустого) к МКС, с выполнением стыковки.

Причём Dragon должен автоматически выполнить приближение к станции на минимальное расстояние, а вот в самом конце пути корабль должна захватить «рука» МКС и аккуратно подвести к стыковочному узлу модуля Harmony (успешно подсоединённого к станции в октябре нынешнего года).

Если всё это удастся, можно будет подумать о запуске «Драконов» с экипажами.

Dragon должен садиться на воду, но его можно переоборудовать и для посадки на сушу. Справа: масштабная модель капсулы падает в бассейн (иллюстрация и фото SpaceX).

Напомним, со временем грузовые и пассажирские рейсы к МКС будут выполнять сразу несколько совершенно новых типов кораблей из России, США, Евросоюза и Японии (о них мы рассказывали). SpaceX может оказаться сильным игроком на этом поле, если выполнит обещание держать расценки на свои запуски на очень низком уровне.

И тут нужно сказать, что у компании, кроме красивых картинок, есть практические достижения. Так, её лёгкая ракета-носитель Falcon 1 уже стартовала в космос дважды.

Макет теплового щита посадочной капсулы Dragon (иллюстрация и фото SpaceX).

Увы, первый запуск в марте 2006-го окончился взрывом. А вот второй полёт в марте 2007 года оказался куда более успешным. Верхняя ступень Falcon 1 немного не дотянула до первой космической скорости (ракета разогналась до 5,1 километра в секунду), из-за проблемы с управлением полёт пришлось досрочно прервать.

Второй старт Falcon 1 был более удачным, а главное — принёс компании ценный опыт (фото SpaceX).

Весной 2008 года Falcon 1 должна совершить 3-й тестовый полёт. Интересно, что двигатель первой ступени будет новый (Merlin 1C) – это усовершенствованный вариант того агрегата, что поднимал эту ракету в небо первые два раза (он назывался «просто» Merlin). В отличие от ранней версии, в которой сопло охлаждалось испарением специального покрытия, теперь применено жидкостное охлаждение камеры сгорания и сопла керосином. Это будет важный полёт, поскольку на «пассажирской» Falcon 9 будут стоять такие же двигатели.

Но 4-й полёт Falcon 1, который тоже намечен на первый квартал 2008-го, окажется ещё более показательным для всей программы. «Молодой и неопытной» частной ракете малазийцы доверили вывести на орбиту свой спутник RazakSAT массой около 200 килограммов.

Оба старта будут выполнены с тихоокеанского атолла Кваджалейн (Kwajalein), с которого Falcon 1 летала и ранее.

Однако для SpaceX Кваджалейн — не единственное место, откуда компания будет запускать космические аппараты. На знаменитом мысе Канаверал в пользование SpaceX отдан стартовый комплекс SLC 40, приспособленный для запусков тяжёлой ракеты Falcon 9 и сверхтяжёлой Falcon 9 Heavy.

Именно из Флориды первый частный орбитальный корабль должен стартовать к МКС.

Интересно, что столь успешная межпланетная станция Cassini взлетала в космос именно с комплекса SLC 40. Будем считать это хорошим наследством для SpaceX.



Локализовано место вспышки на быстрой звезде

20 декабря 2007

ESA рискует ради поиска жизни на Марсе

19 декабря 2007

Земляне покушаются на подлёдный океан Европы

19 декабря 2007

Чёрная дыра стреляет в галактику струёй смерти

18 декабря 2007

Найдена связь между астероидной атакой и всплеском эволюции

17 декабря 2007