Британцы сватают космическому дому зал для игр и солнечное убежище

Родившийся в Великобритании Пирс Селлерс (Piers Sellers) поменял своё гражданство на американское ради исполнения мечты. Здесь он показан во время одного из выходов в открытый космос (в шлеме отражается напарник Пирса — Майкл Фоссум (Michael E. Fossum)). Вскоре, возможно, британским подданным не придётся уезжать в США, чтобы стать астронавтами (фото NASA).

Группа учёных и инженеров из Соединённого Королевства предложила родному правительству присоединиться к проекту Международной космической станции. Если этот план будет реализован, МКС пополнится парой любопытных и совсем нелишних обитаемых отсеков, а космонавтика в целом обогатится новыми проектами.

Идея создания британских модулей для МКС пока лишь выставлена на всеобщее обсуждение. План подключения Туманного Альбиона к пилотируемым полётам в космос поддержан Британским межпланетным обществом (British Interplanetary Society) и целым рядом знаменитых людей, среди которых, например, физик Стивен Хоукинг (Stephen Hawking) и писатель-фантаст Артур Кларк (Arthur C. Clarke).

«Это вклад в дискуссию о роли Великобритании в полётах человека в космос, — заявил Марк Хемпселл (Mark Hempsell) из Бристольского университета (Bristol University), один из участников кампании. — Этот шаг позволит британским учёным использовать космическую станцию для проведения экспериментов, проложит дорогу для британских астронавтов, а также привлечёт значительные инвестиции в нашу промышленность».

Надо пояснить: хотя Британия и является членом Европейского космического агентства (ESA), в стране действует правительственный запрет на любое государственное участие в пилотируемых космических программах. В условиях сравнительно небогатого космического бюджета, полагают в британском правительстве, все средства следует направлять на непилотируемые проекты — исследование космоса при помощи спутников и межпланетных станций.

Фрагменты интерьеров МКС: «Заря», «Звезда», Unity и Destiny (фотографии NASA).

Таким образом, в настоящее время ни один гражданин Великобритании не может стать астронавтом ESA и полететь на МКС, а британская промышленность не может получить свою долю от «пирога» — контрактов на постройку модулей или узлов станции.

Авторы нового проекта считают, что такое положение дел негативно сказывается на британских науке и высокотехнологичных отраслях. В том числе негатив проявляется во всё меньшем числе молодых людей, желающих посвятить себя космосу. Вернуть интерес к этой сфере можно будет возвращением в космонавтику. А для этого, убеждена группа активистов, стране нужно подключиться к проекту МКС, причём — со своим собственным модулем. Даже больше — с двумя!

И это будут не лаборатории, как можно было бы ожидать (их в текущем проекте станции и так уже достаточно), а два жилых отсека, призванных расширить обитаемое пространство станции и увеличить комфорт её жителей.

Node-3 на завершённой МКС (подсвечен жёлтым). На врезке — Cupola (иллюстрации NASA).

Названы эти предполагаемые модули Habitation Extension Module (HEM-C и HEM-D). Первый из них будет представлять собой кают-компанию для проведения досуга, отдыха экипажа, развлечений, а также послужит залом для телеконференций с Землёй, поскольку будет оборудован столом на 10 человек.

Второй HEM — это спальный отсек с одноместными каютами, объёмом по 3 кубических метра, общим числом шесть штук. Этот же модуль должен быть, по замыслу британцев, оборудован усиленной противорадиационной защитой, чтобы служить убежищем во время мощных вспышек на Солнце.

Кроме того, в одном из этих жилых модулей будет располагаться одна стандартная стойка для экспериментов, идентичная тем, что во множестве наполняют американскую, европейскую и японскую лаборатории (последние две, напомним, пока не запущены). Так что для британских экспериментов на МКС всё же будет выделено своё место.

Каждый HEM должен насчитывать 3,8 метра в диаметре и 5,7 метра в длину, а внутренний объём каждого такого отсека составит 50 кубометров, так что общее приращение жилого пространства МКС составит 100 «кубов».

Британские жилые модули HEM-C и HEM-D, состыкованные с Node-3 (иллюстрация SIMCOMM/DUCROSS).

Запускать HEM на орбиту должна ракета "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". А пристыковать их предполагается к узловому модулю Node-3.

Сам этот модуль должен стартовать на орбиту в 2009-м или 2010 году. И, добавим, позднее к нему же подсоединят большой стеклянный обзорный купол (Cupola смотрите также тут).

Интересно, что Node-3 по текущему проекту МКС будет содержать мощную систему жизнеобеспечения (системы генерации кислорода и переработки использованной воды). Так что соседство с ним жилых отсеков – продуманный шаг.

По мнению авторов этого плана, улучшенный комфорт МКС повысит и производительность её основных — лабораторных — мощностей, поскольку космонавты и астронавты будут лучше отдыхать, а значит – и лучше работать.

Спальные каюты для экипажа МКС ныне расположены в модулях «Звезда» и Destiny (на снимке) (кадр NASA).

Кстати, о последних достижениях в области строительства станции вы можете прочесть здесь, а подробнее об МКС мы рассказывали в этом материале. Напомним лишь, что после завершения строительства МКС должна насчитывать 450 тонн веса и более 1200 кубометров внутреннего герметичного объёма.

Внушительные числа? Но комфорта слишком много не бывает. Британская «добавка» заметно улучшит условия жизни на станции.

Группа инженеров подсчитала, что программа эта обойдётся их родине в 600 миллионов фунтов ($1,17 миллиарда) за семь лет (то есть до 2015-го). Эти затраты должны окупиться новым скачком в промышленности и в научных исследованиях.

Следующий же возможный шаг Британии намечает Дункан Лоу-Грин (Duncan Law-Green), астрофизик из университета Лейстера (University of Leicester), полагающий, что его родина может сыграть большую роль в новой эре космонавтики — приходу в неё молодых частных компаний.

Например, комментирует Дункан, правительство Британии могло бы вкладывать деньги в британские же частные инновационные проекты, сулящие снижение стоимости доступа в космос. Скажем, в необычные многорежимные двигатели Sabre, которые позволят космоплану самостоятельно выходить на околоземную орбиту, стартуя по-самолётному с обычной аэродромной полосы. Без подвесных баков. Без твердотопливных ускорителей. Без ракеты-носителя. Без самолёта-разгонщика.

Об этом ярком проекте и его производных мы детально рассказывали.

«Послать астронавта на МКС – это не ново», — комментирует свою позицию Лоу-Грин.

Автоматический космоплан Skylon — один из самых ярких британских космических проектов — может получить хороший шанс на реализацию, если обретёт правительственную подпитку (иллюстрация Reaction Engines).

Тут надо добавить, что единственный британский астронавт — Хелен Шарман (Helen Sharman) — летала в космос один раз (в 1991 году, на борту «Союза» — на станцию «Мир») без малейшего участия британского правительства — полёт оплатил СССР. Неужели это всё?

Участники кампании за британскую пилотируемую космонавтику (British human space flight campaign) отмечают, что три астронавта NASA — британцы по происхождению. Это Майкл Фоул (Michael Foale), Пирс Селлерс (Piers Sellers) и Николас Патрик (Nicholas Patrick). При этом у Фоула имеется двойное гражданство, а вот Селлерсу и Патрику пришлось стать американскими гражданами, чтобы получить возможность летать в космос!

Для Британии это не самое приятное положение дел. Может, оно изменится под давлением British human space flight campaign?

Добавим, мы ранее упоминали, что к МКС мечтает присоединиться Китай. А уж какие эксперименты и исследования можно вести на орбите… Тут фантазии есть где развернуться. Похоже, один из крупнейших проектов современной цивилизации и вправду может стать не только «популярным» и «востребованным», но, чем чёрт не шутит – даже окупаемым.



Найден источник облака антиматерии в центре Млечного пути

10 января 2008

Телескоп Hubble увеличит свою зоркость в несколько раз

9 января 2008

Открыта спиральная галактика с обратными рукавами

9 января 2008

Запуск спутника Марса отложен из-за конфликта интересов

24 декабря 2007

Частный Dragon отвезёт семерых на орбитальную станцию

21 декабря 2007