Толпа цифровых парней приучает солдат думать

Солдаты на экране, солдаты перед экраном. Принцип тактического симулятора прост. Если не задумываться, какая сложная система обеспечивает такой игрушке реализм и интерактивность. Под реализмом, кстати, подразумевается вовсе не прорисовка изображений людей, а их поведенческие модели (иллюстрация Boston Dynamics).

Первый тактический симулятор придумал Чапаев. «Где должен быть командир?» — вопрошал легендарный комдив и передвигал по столу картофельные клубни. Знал бы Василий Иванович, какие «клубни» с искусственным интеллектом появятся для удобства тренировок военных (и не только) почти через девять десятков лет!

Виртуальные войны, конечно, не заменят ни рядовым, ни командирам опыт реальных учений (про войну деликатно умолчим). Однако в ряде случаев очень удобно отрабатывать свои действия на компьютерном тренажёре.

Можно, конечно, использовать оловянных солдатиков и коробки из-под кошачьего корма. И ничего смешного: такие проекты даже финансирует американская армия. Но с ними масштабные события не отработаешь.

Военные, впрочем, не развлекаются. У них это называется Serious Games. И самые серьёзные игры требуют уже не десятка, а сотен солдатиков.

Новейшая система, о которой пойдёт речь, способна вводить в игру большое количество самых разных типажей, каждый из которых будет действовать сообразно обстановке и своему «характеру» (иллюстрации Boston Dynamics).

Компьютерные боты могут помочь обучающимся представить себе обстановку в каком-нибудь афганском кишлаке или иракском пригороде, попрактиковаться в принятии решений по ходу неожиданных и быстротечных событий, испытать себя в реальном времени, «пощупать», как изменится результат боя с повстанцами (революционерами, террористами, солдатами чужой армии) в зависимости от тех или иных исходных переменных.

Один из первых скромных опытов создания такой среды относится ещё к 2001 году. Но военным всё время не хватало одного пустяка: реалистичной имитации людей в широких масштабах.

Так вот — над совершенствованием такого мира давно и плодотворно работает американская компания Boston Dynamics, создавшая один из самых впечатляющих тактических симуляторов DI-Guy, то есть «Парней с цифровым интеллектом».

Если более официально, DI-Guy — это «Социальная, культурная и поведенческая модель человека на основе игры-симулятора».

DI-Guy показывает зону поражения (иллюстрация Boston Dynamics).

Да. Далеко не первый раз компьютерщики (причём не только в США) предоставляют военным (или полицейским) возможность вволю потренироваться в виртуальном мире. Вспомним хотя бы суперсимулятор CATT. Однако он рассчитан в большей степени на имитацию крупного конфликта: армия на армию (с соответствующим размахом), а сейчас актуально другое.

Ирак. Группа террористов под прикрытием взбудораженной толпы приближается к посту американских морпехов на перекрёстке. В толпе есть дети, а ещё – вездесущие репортёры, стремящиеся получить горячие кадры из горячей точки мира. Как вы сохраните жизни своих солдат и несчастных представителей «местного контингента», оказавшихся в заложниках ситуации?

Или, скажем, шахид подорвал военный автомобиль. Началась паника.

Оператор простыми движениями мышки формирует условия конкретного «испытания» или «урока», задаёт исходные зоны, где компьютер расставит толпу, вводит прочие данные. И вот уже мы видим некий город (похоже — иракский), возбуждённая толпа окружает «Хаммер». Раздаётся «хлопок» самодельного взрывного устройства. Уцелевшие горожане в панике разбегаются по переулкам… Также можно смоделировать нападение на блок-пост или ещё что-нибудь в эдаком роде (кадры Boston Dynamics).

Представьте, что вы можете проиграть этот сценарий сто раз. И каждый человек в иракской толпе каждый раз будет действовать по-разному.

Это вам не модель толпы Торренса. Там пользователь мог увидеть лишь общий эффект. А здесь – в сценарии индивидуален каждый человек, помещённый в задачу.

А теперь едва ли не главное. Из ботов от Boston Dynamics можно составлять целые толпы и даже небольшие армии. И каждый из них будет обладать неким минимальным AI, позволяющим ему действовать, сообразуясь с происходящими событиями, и «сотрудничать» с другими ботами в рамках сценария.

Более того, таких виртуальных типажей в наборе DI-Guy – сотни типов!

Военные разных армий (не только США), бойцы Северного альянса и моджахеды из Талибана, обычные жители Афганистана и Ирака, американцы и европейцы. Есть лётчики и морпехи, есть моряки и боевики из бог весь каких «бандформирований».

Причём тут можно найти солдат с оружием и без. Гражданских лиц в самых разных одеждах (и без), с различными предметами в руках (от дамских сумочек до ножей и пистолетов) и без оных, представителей разных слоёв общества. Ещё — человека на велосипеде (может, даже «безумного профессора» — мы не знаем) и журналистов с микрофонами, панков, танцоров и пострадавших от пожара. Полицейские, офицеры и рядовые, дети и взрослые – выбор колоссален.

Это только несколько примеров виртуальных характеров DI-Guy (иллюстрации Boston Dynamics).

И это не всё. Для довершения картины в библиотеке ботов есть различные автомобили и домашние животные, вплоть до кур.

Основательно.

Могло ли быть иначе? Boston Dynamics — компания, на компьютерах и робототехнике собаку съевшая. Точнее — создавшая. Ведь именно эта фирма построила и до сих пор развивает одного из самых совершенных ходячих роботов: военного "Большого пса".

Боты в серьёзной игре могут делать многое. Например, пожарные будут спасать людей, офицеры — планировать операцию, журналисты — брать интервью, а комментаторы — естественно, комментировать. От пользователей игры не требуется никаких особых знаний в области программ, а всё управление ею — наглядно и логично (иллюстрации Boston Dynamics).

И все эти виртуальные люди – не просто картинки. Это трёхмерные модели, умеющие правдоподобно двигаться. Они знают тысячи движений, которые создатели программы терпеливо перенесли в ботов с актёров при помощи технологии Motion capture.

Похоже на виртуальных персонажей в обычных компьютерных играх, не так ли? Только размах у военных иной. В одну игру программа позволяет загрузить тысячи ботов, и все они будут «слоняться», «атаковать», «обороняться» или «убегать» по своему собственному «разумению», в рамках общего плана, конечно.

Дети будут отставать от бегущих взрослых, повстанцы – прятаться в зданиях, а куры – делать то, что и положено курам. То есть – практически ничего.

Тренировка полицейского. Муж бьёт жену. Соседи вызвали кого следует. Полисмен вмешивается. Мужчина замахивается на представителя закона молотком. Потом уходит в дом и возвращается с пистолетом. Подобные игры, по мнению разработчиков системы, помогают полисменам вырабатывать быструю реакцию. Внизу показан момент тренировки и способы задержания (иллюстрации Boston Dynamics).

Оператор (или человек, формирующий условия задачи) может управлять как целыми группами ботов, так и давать конкретные задания любому из них по отдельности. В сочетании с неограниченным числом карт, на которых происходят действия, DI-Guy обеспечивает огромные возможности в тренировке персонала, будь то спецназ или официанты ресторана (почему бы и нет).

Надо сказать, что этот софт применяют не только военные, но и специалисты национального института юстиции, министерства национальной безопасности и целого ряда других правительственных организаций США.

Ещё бы, ведь среди возможных сценариев игры есть выброс ядовитого хлора в результате железнодорожной катастрофы, вспышка птичьего гриппа и даже взрыв террористами "грязной бомбы".

Таким образом, служители закона при помощи DI-Guy тренируются быстро и правильно реагировать в напряжённых ситуациях, выбирая между «стрелять» или «не стрелять», а пожарные – учатся выводу людей из горящего здания.

К этому надо добавить, что программисты Boston Dynamics предусмотрели совмещение своей модели с симуляторами, в которых задействована уже тяжелая техника, – то есть фантомные же танки, вертолёты и авианосцы. Так что при желании военные могут расширить зону боевых действий и привнести в сюжет игры новые элементы.

Жертвы применения химоружия в общественном здании проходят санобработку. Внизу: аналогичную процедуру пришлось пережить и боту, изображающему пожарного, который участвовал в ликвидации последствий аварии на железной дороге. Перевернулась цистерна с каким-то химикатом (иллюстрации Boston Dynamics).

13 мая DI-Guy была отобрана для финансирования со стороны ВМС США (US Navy). Цель — усилить реализм модели при имитации конфликтов в горячих точках, восстаний или чрезвычайных ситуаций. А ведь нынешняя программа DI-Guy — это уже версия 9.0.1 (выпущена в марте нынешнего года).

Что появится в версии 10?



Британцы создали самый реалистичный симулятор мотоцикла

2 июня 2008

Костюм Raytheon умножает силу человека в 20 раз

26 мая 2008

Военные бросили HAARP на защиту Земли

30 апреля 2008

Boeing построит самолёт-спутник для Пентагона

24 апреля 2008

Ядерная война оказалась страшнее на 53%

16 апреля 2008