Во Флориде строят плазменную летающую тарелку

WEAV над Марсом в вольном представлении художника. Марс сам на себя не похож, да и реальный аппарат, если будет когда-нибудь создан, может оказаться внешне несколько иным (иллюстрация Danielle Zawoy/University of Florida).

Да, это опять «летающее блюдце». Правда, оно не может перевозить зелёных человечков, да и обитателей планеты Земля — тоже. Максимум, на что его хватит, — толика разведывательной аппаратуры или научного оборудования. Зато привод тут заявлен необычный — плазменный. А плазмы во Вселенной — полным-полно.

Очередной претендент на самое что ни на есть альтернативное средство полёта в земной атмосфере называется WEAV (Wingless Electromagnetic Air Vehicles), то есть — «Бескрылый электромагнитный летательный аппарат».

«Если он окажется успешным, то будет революционным», — говорит изобретатель этой необычной системы Субрата Рой (Subrata Roy) из университета Флориды (University of Florida), подавший заявку на патент.

Рой продвигает свою новинку в первую очередь в стан миниатюрных беспилотных летающих машин, предназначенных для разведки, наблюдения, сбора различных данных, в общем — тех сфер деятельности, для которых диковинке понадобится нести на себе лишь немного электроники.

Субрата Рой — доцент аэрокосмического факультета университета Флориды (Department of Mechanical and Aerospace Engineering) и директор лаборатории динамики плазмы (CPDLT) того же университета (фото с сайта cpdlt.mae.ufl.edu).

Как полагается уважающей себя «тарелке», WEAV должен взлетать и садиться вертикально, уметь зависать в воздухе и выполнять самые замысловатые манёвры. При этом тут нет ни реактивных двигателей, ни всякого рода винтов и роторов. Бесшумный агрегат должен передвигаться примерно так, как перемещаются (если верить очевидцам) «настоящие НЛО».

И никакой антигравитации. Всё вполне научно, довольно незатейливо и уже просчитано. Как сказано в пресс-релизе университета, для привода этой «тарелки» будут использованы магнитогидродинамические эффекты.

Деталей приводится не так уж много, но известно, что целая армия электродов, которые расположатся на наружней поверхности аппарата, должны ионизировать окружающий воздух в относительно небольшом слое, прилегающем к корпусу.

Далее через этот ионизированный газ аппарат будет пропускать мощный ток. Сила, возникающая при взаимодействии тока и плазмы, должна закручивать воздух вокруг аппарата, выполненного в виде тора сложного сечения.

Форма его подобрана так, чтобы максимизировать площадь контакта корпуса машины с воздухом и чтобы создавать потоки, которые и будут поддерживать машину «на плаву». Также изобретатель просчитал динамику всей этой системы на предмет стабильности аппарата, в расчёте на порывы ветра.

Включая и выключая электроды на разных сторонах корпуса, можно добиться любых эволюций «тарелки». И в отличие от прежних типов привода этот может быть выключен и задействован мгновенно.

На схеме WEAV хорошо видна полость, предназначенная для полезной нагрузки (иллюстрация Ryan Durscher/University of Florida).

Рой разработал прототип WEAV диаметром меньше 15 сантиметров. Он должен быть достаточно лёгким, чтобы его «потянула» небольшая встроенная батарейка.

Чудо-машину должны построить в университете Флориды. И первый полёт рабочей модели «плазменной тарелки» может состояться в следующие четыре месяца, сообщает Gizmag.

Тут, правда, есть сомнения: для создания токов и напряжений достаточной силы летающему «бублику» потребуется очень мощный источник питания совсем небольшого веса. Какие решения тут на примете у Субраты — неизвестно. Что уж говорить о возможном масштабировании изобретения в большую сторону, быть может, даже к пилотируемому варианту.

К тому же остаётся открытым вопрос о связи такого аппарата с наземной станцией для передачи данных или получения команд. Ведь плазма, окружающая «тарелку», будет мешать прохождению волн.

Несмотря на всё это, Рой полагает, что теоретически данный принцип привода должен работать и в крупных летательных аппаратах. И вообще — «все материалы, необходимые для постройки такой машины существуют», — утверждает новатор.

Экспериментальная установка в CPDLT, создающая плазменные потоки (фото University of Florida).

Основным же преимуществом WEAV перед машинами вертикального взлёта других типов американец считает полное отсутствие в своём детище подвижных деталей. Это должно сделать WEAV куда более надёжным средством транспортировки (по меньшей мере) камер или датчиков, нежели любые машины с винтами или вентиляторами в корпусах (вроде этой персональной "летающей тарелки").

Возникает логичный вопрос — сможет ли данный движитель работать в космосе? Воздуха там нет (вернее, если говорить о ближайших окрестностях Земли, — практически нет). Но там можно встретить плазму, разнообразные частицы солнечного ветера... Неужели нельзя адаптировать данный принцип для разгона корабля в безвоздушном пространстве?

Другое дело, какая в таком случае потребуется мощность системы, и какова окажется эффективность привода, которому практически не на что будет «опираться». Но тут многое зависит от размера и веса наших «посланников». Вот недавно один американский инженер разработал межпланетную станцию размером с монетку.

Ещё вспомним, что некую опорную среду можно создать и искусственно. Как в проекте с космическим магнитным парусом, «подсвечиваемым» мощным плазменным пучком.

Привод такого рода может быть первым шагом на пути в сторону от «проторенной дороги» — ракетных движков. А там, глядишь, и до гипердвигателя недалеко.

Исследователь из Флориды и сам рассуждает о космическом применении WEAV, только немного в ином ключе. Он уверен, что данный тип «тарелок» может пригодиться при изучении иных планет, имеющих атмосферу. «Скажем, данный „ковёр-самолет“ будет идеальным инструментом для исследования Титана, спутника Сатурна, который обладает низкой гравитацией и атмосферой с весьма высокой плотностью», — уверен Рой.

Интересно, что эта система выросла из серии обширных исследований Роя в области «плазменного привода», финансируемых ВВС США (USAF), результаты которых публиковались в 15 научных журналах. И поскольку ВВС, а также NASA уже проявили интерес к WEAV, есть шанс, что из этой немного безумной затеи что-нибудь да выйдёт. Пусть даже конкретных планов по финансированию дальнейшей проработки данной «тарелки» у этих уважаемых ведомств — нет.

«Конечно, риск очень велик, но выигрыш того стоит, — оптимистично рассуждает автор проекта, — в случае успеха мы будем иметь самолёт, „летающее блюдце“ и вертолёт в одном лице».



Boeing построит крупнейший летающий грузовик

9 июля 2008

Первое в мире волновое судно преодолело Тихий океан

7 июля 2008

Японцы создали крошечный электромобиль

2 июля 2008

Полицейский самокат обзавёлся пневматической пушкой

2 июля 2008

Автомобили на парковке защитят себя коллективным разумом

1 июля 2008