Рок-звезда готовит к $10-миллионной гонке гибрид хай-тека и ретро

Янг тестирует свой феноменальный автомобиль на беговых барабанах (фото Brant Ward/The Chronicle).

Уходящее за горизонт прямое шоссе, красные скалы и ветер, гоняющий песок. Элвис в радиоприёмнике автомобиля-линкора, сверкающего хромом на своих «ракетных» стабилизаторах. И реки бензина. Что может быть более далёким от сегодняшнего времени, в котором водители запечатывают себя в тесных тележках и, опасливо косясь на Greenpeace, измеряют выхлоп CO2 в граммах? Не представляете себе совмещение этих двух эпох? Спокойно — доверьтесь мировой знаменитости.

Where is the highway tonight?Where are those old daysand crazy nights?

Знаменитый канадский рок-музыкант, композитор, поэт и исполнитель собственных песен, а также режиссёр Нил Янг (Neil Young) создал компанию Linc Volt Technology, чтобы конвертировать тяжёлые и громоздкие американские авто «старой школы» в экономичные гибриды.

Чтобы доказать «невозможное — возможно», Нил недавно переделал собственный шикарный кабриолет Lincoln Continental Mark IV 1959 года.

«Пересадка сердца» американской мечты. Многие скажут, что от такой переделки теряется вся аура старого авто. Но ведь у многих его собратьев путь один – на свалку. А тут как-никак вторая жизнь (фото Linc Volt Technology).

Конечно, музыкант едва ли смог бы провернуть такой фокус в одиночку — за помощью он обратился к Джонатану Гудвину (Johnathan Goodwin) и его компании H-Line Conversions, что расположена в славном граде Вичита (Wichita), штат Канзас.

Главное, чем известна эта фирма, – она превращает прожорливые бензиновые «Хаммеры» и «Кадиллаки» в биодизельных экологических ангелочков, однако скрывающих под капотом 600-800 чертенят (пардон, лошадиных сил).

Газ, этанол, электропривод и гибриды — тоже не являются для Гудвина тайной за семью печатями. Собственно первоначально Нил думал как раз о биодизеле, но, познакомившись с разработками H-Line, решил, что гибрид — это ещё интереснее.

Весящий 2,5 тонны и насчитывающий 5,94 метра от бампера до бампера красавец, несомненно, был одним из самых стильных авто своей эпохи. Но про расход горючего лучше промолчать. Даже гладкие колпаки колёс тут мало чем могут помочь – только тотальная переделка начинки (фотографии Linc Volt Technology).

И вот что с машиной сотворила команда Linc Volt Technology.

Многолитровый бензиновый монстр покинул моторный отсек. Вместо него поставили небольшой агрегат, работающий на сжатом природном газе.

Мотор этот крутит генератор, подзаряжающий аккумуляторы. А они уже питают электрический двигатель, вращающий колёса.

Гудвин (слева) и Янг объединились в команду, чтобы убедить американцев: для повышения экономичности машин вовсе не обязательно пересаживаться в японские мини-кары (фото Brant Ward/The Chronicle).

Да, перед нами гибрид последовательного типа (ещё и способный подзаряжаться от сети), устроенный сходно, скажем, с новейшим футуристическим Chevrolet Volt, который только готовится встать на конвейер через два года.

Более того, разработчики LincVolt добавили в него и новомодную функцию V2G («автомобиль к сети») — машина может не заряжаться, а напротив, питать дом хозяина и даже его соседей электричеством (от своего генератора), будучи припаркованной в гараже.

Основные параметры LincVolt: электромотор номинальной мощностью 150 киловатт (пиковая – больше) обеспечивает тягу, сравнимую с таковой у 500-сильного ДВС; круизная скорость – 130 км/ч; максимальная же заявлена больше 250. Запас хода только на аккумуляторах – 130-160 км. Мощность встроенного электрогенератора – 75 киловатт (фотографии Linc Volt Technology).

В коротких поездках обновлённый «Линкольн» способен двигаться только на электротяге. На хайвее в дело вступит генератор, сжигающий метан.

Кабриолет LincVolt дебютировал на конференции Dreamforce 2008, прошедшей со 2 по 5 ноября в Сан-Франциско.

Исполнительный директор Salesforce.com, компании — устроителя конференции, Марк Бенёфф (Marc Benioff), друг Янга, поддержал проект и даже создал специальный сайт, на котором в реальном времени посетители могут следить за телеметрией с борта LincVolt (машина оснащена перманентным беспроводным каналом связи с Сетью).

Нил (справа) показывает свой «зелёный» белый «Линкольн» Марку (фото Stephen Shankland/CNET News).

Марк намерен стать первым клиентом компании Нила: предприниматель хочет конвертировать по образцу белоснежного «Линкольна» свой пикап Ford F-150.

Подобная переделка оценивается в сумму от $10 до 100 тысяч, в зависимости от ряда условий (объём батарей тут играет не последнюю роль). Кстати, на обращение Continental Mark IV в гибридную веру музыкант потратил более $100 тысяч.

Только посмотрите на этого красавца! (на заднем плане) (фото Brant Ward/The Chronicle)

По версии журнала Rolling Stone, Янг оказался на 34-м месте в списке величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла. Так всё же зачем мировой знаменитости, ныне живущей в районе залива Сан-Франциско (Bay Area), не устающей выступать с концертами, компания по переделке частных машин? Не для денег. Во всяком случае, в первую очередь. Янг хочет своим примером сподвигнуть американцев на массовую переделку старых машин.

«Он стал лишь чуть быстрее, — говорит Нил о своём авто, — но намного здоровее. Он превратился из борова в лебедя».

Кто мог подумать в 1950-х, что работу движка этого сухопутного корабля будут проверять при помощи компьютера. Движок тут уже новый, разумеется (фото Brant Ward/The Chronicle).

А ещё Янг намерен выиграть Progressive Insurance Automotive X Prize (краткое изложение правил — здесь) — соревнование самых экономичных в мире машин, пригодных для повседневной езды на обычных дорогах и для серийного выпуска.

(Создателей рекордных одноместных скорлупок с велосипедными колёсами и моторчиками от авиамоделек, наматывающих километры на паре капель бензина по закрытым трекам, — просят не беспокоиться.)

Напомним, порог входа в это состязание — 100 миль на галлоне, то есть 2,35 литра бензина на сотню километров, иначе о призе можно и не мечтать (в случае использования другого топлива производится пересчёт по калорийности).

Кстати, экономичность «Суперлинкольна» ещё не достигла желаемой планки. «Мы прошли полпути к этой цели», — заявил Янг. Для столь большого авто — уже прекрасно. Но машину, очевидно, должны ещё дорабатывать.

Белый лайнер с бежевой складной крышей и не представлял себе, что в XXI веке превратится в конгломерат передовых технологий (фото Brant Ward/The Chronicle).

В Automotive X Prize зарегистрировалось более 40 команд. Их аппараты находятся на разных стадиях готовности, да и продуманность конструкции — заметно отличается. Иные больше напоминают самоделки из гаража, другие по уровню проработки деталей сделали бы честь и автоконцернам. Потому у нас есть свои фавориты.

Во-первых, это американский Aptera, на который ещё год назад был объявлен приём заказов.

Компания подготовила к производству две версии этой двухместной трёхколёсной машины. Typ-1e ($27 тысяч) — чистый электромобиль, который на одной зарядке батареи (всего 10 киловатт-часов) проезжает 190 километров. Typ-1h ($30 тысяч) — гибрид последовательного типа с возможностью зарядки от сети.

Aptera – это от греческого «бескрылый полёт», сообщает компания. Крылышки у машины всё же есть – дверцы. А максималка – около 140 км/ч – вполне может сойти за полёт над асфальтом, если учесть низкий уровень шума (фотографии Aptera Motors).

В отличие от прототипа (Aptera Mk-0), в котором работал маленький дизель, в серийном гибриде будет стоять крошечный бензиновый впрысковый движок — у него ниже токсичность выхлопа, а Aptera необходимо сертифицировать свой аппарат в Калифорнии, где самые жёсткие нормы.

Typ-1h может проехать 40-60 км только на электричестве. Расход топлива в этом случае, понятно, нулевой. А вот если отправиться на Typ-1h в дальнее путешествие по хайвею — периодическое включение бензогенератора приведёт к среднему расходу в 0,8-1,8 литра на 100 км в зависимости от режима езды и дальности «броска».

А во-вторых, нам симпатичен германский Loremo (о нём можно прочитать тут и вот тут).

Loremo уже тестировали на треке и не один раз показывали на выставках (фотографии Loremo).

Этот четырёхколёсный аппарат вмещает двоих взрослых и пару детей. Он имеет три модификации: LS (около $19 тысяч) — с турбодизелем мощностью 20 «лошадок» (вероятно, она и будет сражаться за приз), GT (около $25 тысяч, тут также работает турбодизель, но уже на 50 л.с.) и EV (около $38 тысяч) — чистый электромобиль.

Средний расход топлива первого авто равен 1,96 литра на сотню, второго — 2,94 л/100 км, а электромобиль обладает запасом хода в 153 км, при этом на каждую сотню он расходует в среднем 6 киловатт-часов.

Судя по этому рисунку, Loremo в будущем переживёт небольшой рестайлинг (иллюстрация Loremo).

Что можно сказать про эти машины?

НЛО Aptera нельзя назвать просторным, да и багажник – совсем крошечный. Но посмотрите на расход топлива этой машины — сказка!

Loremo обладает немного большим аппетитом, но зато куда сильнее похож на нормальный автомобиль (пока вы не попробуйте найти у него входную дверь). Если же вы полагаете, что его начальных 20 «лошадей» — мало, узнайте про вес — всего 550 килограммов (меньше, чем у Smart). Aptera ещё легче, но точное значение компания не приводит. И оба аппарата обладают феноменальной аэродинамикой.

Старт производства Aptera намечен на 2009 год, а Loremo – на 2010-й.

Нил раздаёт автографы. В этой машине он смотрится вполне органично, учитывая более чем 40-летний стаж выступлений артиста. Однако энергии 63-летнего рокера может позавидовать и самый большой автомобиль: музыкант не уходит со сцены до сих пор. Прошагав рука об руку с хард-роком в 1960-х, побывав под очарованием кантри-рока в 1970-х, поэкспериментировав с электронной музыкой в 1980-х и вернувшись к классическому року в 1990-х, Нил стал легендой – некоторые куда более известные звёзды не постеснялись назвать Янга своим учителем и вдохновителем (фото Brant Ward/The Chronicle).

В будущем году должна пройти квалификация Progressive Insurance Automotive X Prize, которая отберёт несколько лучших машин для финальной битвы за $10-миллионный приз в 2010-м. Это будет «экогонка» из Калифорнии в столицу США.

Маловероятно, что огромный «Линкольн» завоюет X Prize или хотя бы выйдет в финал. Но мы отдали бы ему «приз зрительских симпатий» за безрассудную попытку совместить несовместимое и создать авто XXI века, щедро приправленное ностальгией по давно ушедшим временам.

Мы искренне восхищаемся высокотехнологичными «зелёными» авто, наполненными карбоном и микросхемами. Но разве они могут подарить те эмоции, что вызывают гигантские американские машины 1950-х? Подсчитывая галлоны и мили, оксиды азота и киловатты, невольно хочется вспомнить строфу из Янга (пусть песня вовсе не об экологии, а, как обычно, о любви).

Now the house isall quiet and stillCoyote howls on the hillHow far did I goBefore we said helloWhere is the highway tonight?



Американцы превращают крупнейший карьерный самосвал в робота

10 ноября 2008

Канадский солнцемобиль установил мировой рекорд

5 ноября 2008

Дизельное топливо можно получать из грибов

5 ноября 2008

Побит мировой рекорд разгона для электрического транспорта

29 октября 2008

Британская гончая хочет взять планку 1600 км/ч на суше

23 октября 2008