- Товарищ прапорщик, а тарелки летают? – Конечно. – А вот товарищ майор говорит, что нет! – Ну, они низенько-низенько. Старый анекдот, история новая. И, казалось бы, зачем инженерам в сотый раз наступать на те же грабли? Просто у австралийцев может получиться не так печально, как у предшественников. Да и тарелка у антиподов какая-то «вывернутая».
Чтобы оценить новшество из Австралии, необходима краткая предыстория. Вертолёты давно и успешно выполняют свои задачи, но изобретателям не терпится заменить их на что-то более экзотическое: бочку там летающую или тарелку, на крайний случай. Рецепты тут похожи – винты ставят в кольцевые обтекатели или вовсе прячут в глубинах корпуса, переносят их сверху вниз, меняют их число и расположение.
Да и вообще принцип подъёма меняется. Вместо классического вращающегося крыла получают авторы этих аппаратов «воздуходувки», работающие скорее на реактивной силе отбрасываемого вентиляторами воздуха. И как получается?
Получается по-разному. Одна из первых летающих тарелок в мире – американская машина 606A — выше 2,5 метров не поднималась. Просто не могла. Да и стабильность её оставляла желать.
Чуть-чуть большего успеха добились аппараты типа летающая платформа, а попросту – вертолёты наоборот, как оснащённые бочкой вокруг подъёмного винта, лежащего в основании аппарата, так и без оной.
Таковых пилотируемых устройств было построено немало, особенно в 1950-1960-х, но ни сравнительно свежий пример – VertiPod 2007 года, ни тщательно проработанный Aeris Naviter AN-1 AeroQuad, впервые полетевший ещё в 2003-м, революции в воздухе не совершили. Остались пылиться в ангарах компаний.
Наш мини-экскурс был бы неполным без моллеровской серии машин M200, способной похвастать длинной историей.
Аппараты эти — вполне работающие. Но кризис ли тому виной, или ещё что-то, однако на дворе уже "обещанный 2009-й", а в магазинах тарелок Моллера пока не видно.
И вот что интересно. Если часть изобретателей всех этих транспортных средств будущего спят и видят, как их аппараты резвятся в заоблачных высотах, вторая половина новаторов намеренно ограничивает потолок своих машин смешными величинами. К примеру, рабочая высота полёта «Вертипода» — 1,5-4,5 метра, а M200 — 3 м.
Зачем так сделано? Всё просто. Так безопаснее. Вместе с тем сохраняется колоссальная «проходимость» такой машины и ощущение полёта.
Вот и инженеры из австралийской компании Entecho, разработавшие проект транспортного средства вертикального взлёта Hoverpod, ограничили его потолок полутора метрами.
Тогда не проще ли построить обычный аппарат на воздушной подушке?
Нет. Даже большая «подушка» не в состоянии двигаться по местности с огромными валунами и глубокими ямами. Она спасует перед вертикальной стеной высотой уже около метра. И кустарник ей приходится огибать стороной.
В общем, пусть асфальт, трава, вода, снег, лёд и песок – нормальные «рабочие поверхности» для аппарата на воздушной подушке, он не может сравниться с вертолётом или самолётом в преодолении препятствий.
Hoverpod же должен брать куда более серьёзные барьеры. При этом в отличие от «подушки» он может наклоняться на виражах и дарить пилоту ощущение перегрузки, как на самолёте.
А ведь с «подушками» у «Ховерпода» немало общего. Скажем, гибкая юбка по периметру аппарата, в недрах которого спрятан большой вентилятор. Он опоясывает кабину.
Сразу возникает вопрос: почему выбран именно такой вентилятор – центробежный, с вертикальным расположением лопаток?
Авторы конструкции приводят сразу несколько аргументов. Скажем, у вертолётного винта львиную долю подъёмной силы дают внешние части лопастей, поскольку самые ближние к валу движутся слишком медленно. А при вертикальном расположении лопаток вентилятора их линейная скорость одинакова на всём протяжении лопасти – расстояние-то от оси вращения одно и то же. Это, мол, позволяет получить приличный расход воздуха через систему при относительно малом размере лопастей, — объясняют инженеры.
К тому же вертикальное расположение лопаток заметно уменьшает диаметр аппарата, а значит, и его массу.
За управление машиной по всем осям отвечает система деформации юбки в разных направлениях. Внутри её края спрятаны приводы, заставляющие юбку менять геометрию.
Отклонение воздушного потока создаёт усилие, заставляющее машину ускоряться, наклоняться, тормозить или поворачивать.
Разработчики «Ховерпода» подчёркивают простоту и безопасность машины.
Последняя обеспечивается не только низкой высотой полёта, но и относительно низкой скоростью вращения вентилятора.
Она подобрана так, что при внезапном разрушении какой-либо лопасти, её осколки не будут обладать достаточной скоростью, чтобы на вылет пробить ту самую юбку.
Максимальная же скорость полёта самой машины должна достичь 120 километров в час, а запас хода – 3 километра.
Как видим, пока это больше развлекательный аппарат, нежели серьёзное средство передвижения.
Но австралийцы считают, что со временем параметры машины можно будет существенно улучшить.
Главное на данный момент – проверить саму концепцию. И тут у Entecho есть сильный козырь.
Миниатюрная беспилотная копия «Ховерпода» – машинка под названием Mupod — уже летает.
Этот дистанционно управляемый аппарат (прямой конкурент таким машинам, как компактная Panda) нацелен на рынок разведывательной техники или летающих датчиков чистоты атмосферы.
Данная летающая тарелка работает на электричестве. На борту – литиево-ионные аккумуляторы и лёгкие электромоторы. Полёт её довольно тихий, сообщают австралийцы.
Богатый опыт членов команды Entecho в проектировании механизмов и машин, в моделировании прочностных характеристик деталей, в аэродинамике, накопленный ещё до создания фирмы, позволяет надеяться, что вслед за крошечным «Мьюподом» и Hoverpod будет построен вживую.
Вероятно, он даже взлетит. Но вот насколько он окажется удобным и, главное, управляемым – покажут лишь испытания. Тем не менее эта летающая тарелка вполне может претендовать на место в ряду самых необычных транспортных средств.