Двое в кубе на электротяге не считают собаку

И это тоже автомобиль? Да. Все формальные признаки налицо: четыре колеса, закрытый (почти) кузов, светотехника… (фото Carlos Mendez)

Цвет может быть любой при условии, что он – белый. Так мог бы перефразировать Генри Форда американский промышленный дизайнер Карлос Мендес. Он мечтает во второй раз подарить миру доступное авто. Правда, последнее в силу запредельного минимализма больше напоминает ступу Бабы Яги.

«Этот проект начался с моей любви-ненависти к автомобилям, — говорит Мендес (Carlos Mendez). — Я нахожу их классными и забавными, но они до смешного большие и тяжёлые по сравнению с водителем. Поэтому я решил создать транспортное средство, лучше соответствующее человеческому масштабу».

Так появился проект «Куб» (The Cube), ныне воплощённый в прототипе.

The Cube кажется небольшим, но это не так. Настоящим крохой он становится во время парковки. Подробнее об этом мы расскажем ниже (фото Carlos Mendez).

О его ездовых возможностях ничего не сообщается, это скорее полноразмерный макет. Но инженерам ничего не стоило бы оснастить этот весёлый аппарат электромоторами и аккумуляторами (транспорт XXI века должен быть электрическим, полагает новатор).

В стремлении сократить расход энергии, занимаемое на дороге место, а также – место на парковке (или в гараже) Мендес пошёл проторённой дорожкой и «вообразил» некую самоходную капсулу, которую с трудом можно назвать полноценным авто.

По компактности этот аппарат сравним с новейшим двухколёсным авто P. U. M.A. — спорным плодом сотрудничества компании Segway, не от хорошей жизни ударившейся в робототехнику, и банкрота General Motors.

Начал Карлос с оценки эффективности своего Scion xB. Дизайнер нашёл, что большую часть времени это не столь уж и крупное авто перевозит, помимо хозяина, MP3-плеер, солнечные очки и ноутбук. Для этого малолитражка слишком расточительна – решил Мендес (фотографии Carlos Mendez).

Но в отличие от «Пумы» тут — никаких проблем с балансировкой. Ведь «Куб» полагается на классическую четырёхколёсную схему.

Не совсем классическую, впрочем. На стоянке «Куб» должен прикрывать салон сдвижной шторкой, а колёса – втягивать внутрь корпуса.

Идею втягивания шасси внутрь машины Мендес позаимствовал (как он сам пишет) из авиации (фотографии и иллюстрация Carlos Mendez).

Где они там поместятся? Да там же, где во время движения находятся ноги водителя и пассажиров.

Компактность в кубе – не иначе.

В таком виде «Куб», мол, легче хранить дома, складировать в больших количествах (в магазинах, например) или перевозить куда-то (на огромном бензиновом пикапе, ага).

Схема применения этой «стиральной машины» проста: сначала при помощи пульта она превращается в автомобиль. Потом вы надеваете мотоциклетный шлем и пробуете уехать со стоянки, растолкав толпу любопытствующих (иллюстрации Carlos Mendez).

Итак, мы получаем компактное устройство, обеспечивающее водителю обзор, как в мотоцикле, но несколько лучшую защищённость при аварии.

Тут, кстати, самое слабое место всех суперкомпактных систем. С другой стороны, это всё же не кресло-авто, не костюм-мотоцикл и даже не самоходный диван.

Перебрав разные варианты размещения водителя и одного пассажира (не считая собаки – Карлос поставил себе этот пункт обязательным условием), автор «Куба» остановился на тандемном размещении людей – самом компактном. Не новый приём: достаточно вспомнить такие экзотические аппараты, как VentureOne и Carver One, а ещё – Clever (иллюстрация Carlos Mendez).

Запас хода… Тут всё зависит от батарей.

По идее, столь лёгкая конструкция может по данному параметру заткнуть за пояс многие современные электромобили. Увы, заплатив за это комфортом и объёмом багажа.

Зато компактность аппарата должна сослужить хорошую службу в тесноте городов. При условии что большинство автолюбителей пересядет (в будние дни хотя бы) на точно такие же «ступы».

А что прямые соперники «Куба»? Настоящие автомобили типа «Смарта» дороги, особенно в электрическом варианте, электромобили для «поездок вокруг супермаркета» не обладают желаемым запасом хода, скутеры – слишком опасны для своих владельцев при столкновении с машинами и от непогоды не защищают ни капли, ну а Segway серьёзной альтернативой автомобилям даже в городах так и не стал (фотографии с сайта crmendez.com).

В представлении Мендеса открытый двухместный автомобильчик на батареях – это только главный кирпичик Lego, в дополнении к которому владелец мог бы докупать легко устанавливаемые опции вроде крыши или навесного багажника.

Тем самым могут быть достигнуты и умеренная начальная цена машины, и сравнительная простота производства.

«В идеальном мире „Кубы“ были бы версией Ford Model T XXI века, – говорит Мендес. – Все они поставлялись бы в одном цвете, а после того покупки владелец мог бы индивидуализировать своё авто сообразно потребностям». Как видим, под «кастомайзингом» Карлос понимает установку защитных дуг и небольшого ветрового стекла, более мощных и ёмких батарей, внешнего пластикового «рюкзака» и прочего в том же духе (иллюстрация Carlos Mendez).

По замыслу автора «Куба», этот аппарат может оказаться и модным (вроде iPhone) «авто с розеткой» (для повседневных разъёздов в передовых странах, на родине в первую очередь), и утилитарной рабочей лошадкой для развивающихся стран.

«Куб» может быть примерно тем же самым, чем сейчас являются многочисленные мотоколяски, только – с ярлычком «Без выхлопа». Только не заменят ли тогда местные умельцы электромоторы на движок от мопеда, похоронив саму идею?

Вверху: это даже не прототип, а самый первый макет, позволивший Карлосу оценить замысел. Внизу: «финальный» «Куб» выглядит загадочно. Ещё один претендент на транспортную революцию? Пока неясно. Кстати, этот проект ещё и не завершён полностью (фотографии Carlos Mendez).

Главное, впрочем, не столько обеспечить такой машине желаемые потребительские данные (вроде динамики и дальности хода), сколько изменить отношение людей к таким «почти автомобилям».

Как мы знаем, всем предыдущим революционерам от транспорта сделать это не удалось.



Первый зелёный гран-при прошёл в атмосфере праздника

13 июня 2009

Гоночные электробайки впервые померялись силами

10 июня 2009

Геннадий Колесников: мой трёхколёсник – дитя интуиции

3 июня 2009

В Индонезии пассажиры стали брать деньги с водителей

14 мая 2009

Впервые показана горячая замена батарей электромобиля

14 мая 2009