Сталкиваются как-то лоб в лоб два лифта, один другому и говорит... Так мог бы начинаться анекдот. В жизни соседние лифты могут разве что друг другу «помахать ручкой», ведь ездят они каждый по своим рельсам. А вот в новой башне количество лифтов может значительно превышать число вертикальных путей. И авторы этой странной конструкции анекдотичным такое решение не считают.
Во время Второй мировой войны Роттердам был разрушен довольно сильно. Как и в случае с целым рядом европейских городов, после войны здесь началось интенсивное строительство, сделавшее город внешне достаточно молодым. Он даже заслужил репутацию настоящего «города высоток в Голландии».
Однако местный архитектор Ян Виллем ван Кёйленбюрг (Jan Willem van Kuilenburg) относится к такому определению как к шутке. Мол, куда ещё Роттердаму до знаменитых городов с небоскрёбами. Не те, мол, высоты, да и внешность зданий в основном примитивна. И потому Ян предлагает властям города построить действительно выдающееся сооружение — 450-метровую башню Rotterdam City Tower.
Разработанное студией Кёйленбюрга Monolab Architects, это строение могло бы расположиться в гавани Маас (Maas), полагает архитектор. Оно стало бы самым заметным ориентиром города, настоящим местом паломничества туристов.
«Роттердам чересчур нерешителен, занимает слишком оборонительную позицию, как неудачник, — говорит Кёйленбюрг об архитектурной эволюции города. — После моста Эразма (Erasmusbrug) нам необходим небоскрёб европейского масштаба, которым Роттердам мог бы гордиться».
Одной высотой, понятно, гордиться было бы трудно. 450 метров — далеко не рекорд. Но небоскрёб Rotterdam City Tower должен привлечь людей необычной внешностью, а также — конструкцией.
Традиционные башни скрывают лифты и лестницы в своём ядре, что сокращает полезную площадь, — пишет Monolab. Голландцы же решили вынести вертикальный транспорт из здания наружу, создав отдельную ажурную структуру, соединённую с собственно башней множеством коридоров.
Эта транспортная система — едва ли не самая яркая изюминка башни, хотя она и сама весьма необычна на вид.
Вместо обычных лифтов (пусть даже наружных, какие мир видел много раз) Ян Виллем придумал «облако» из гондол, снующих туда-сюда по рельсам системы, словно отдельные вагончики на какой-нибудь сортировочной станции.
Все эти капсулы могут ездить не только вверх-вниз, но и по диагонали, что открывает массу заманчивых перспектив.
Как мы уже сказали, общее число капсул может намного превышать число вертикальных путей для них (пропускная способность также, по идее, может быть выше обычной лифтовой системы). Но никаких столкновений быть не должно.
Управляющая электроника должна оперативно регулировать как направление, так и скорость каждой кабинки с тем, чтобы эти аппараты успешно миновали друг друга.
По идее, попав в такой лифт, человек может выбрать любой пункт назначения в пределах этой путеводной стены, и гондола, смещаясь и по вертикали и по горизонтали, прибудет куда требуется.
Также в случае особой необходимости диспетчеры могут произвольно управлять всеми капсулами, собрав их, к примеру, в желаемом месте.
Для аварийной эвакуации авторы башни предусмотрели несколько спасательных изогнутых труб, всё же скрытых внутри главных «стволов» этого сооружения, по которым люди, судя по всему, смогут просто соскальзывать вниз (подробностей, однако, компания не приводит).
Для коротких перемещений между соседними уровнями архитекторы заложили внутри эскалаторы. Так что полностью этажи изолированы друг от друга не будут. Но главной транспортной артерией должно всё же оставаться облако лифтов.
Интересно, что получится, если соединить такой набор с японской системой лифтовой интуиции?
Башня задумана многофункциональной. Тут предусмотрены зоны апартаментов, коммерческие зоны, развлекательные уровни, офисы и, конечно же, смотровые площадки.
Monolab Architects считает, что Rotterdam City Tower должна стать образцом «зелёного» развития городской среды. И дело не только в солнечных батареях.
Большая парковка у подножия башни пригодится не только посещающим её жителям и гостям города. Она поможет властям разгрузить центр от автомобилей. Ведь рядом, как рассуждает Кёйленбюрг, можно будет создать пешеходно-велосипедную парковую зону.
Ответ властей города, впрочем, пока не известен. Тем временем Ян Виллем уже ведёт переговоры с девелоперами, а также ищет источники инвестиций за рубежом.
Архитектор мечтает воплотить экзотическую башню в жизнь. И главное, он оптимистично настроен в отношении реакции земляков: «Жители Роттердама гордятся небоскрёбами, они энергичны и готовы пойти на новые предложения».