Муравейник свободных лифтов цепляется к башне Роттердама

«Наш проект амбициозный и прагматичный одновременно», – сообщают авторы этой странной «дороги в небо» (иллюстрация Monolab Architects).

Сталкиваются как-то лоб в лоб два лифта, один другому и говорит... Так мог бы начинаться анекдот. В жизни соседние лифты могут разве что друг другу «помахать ручкой», ведь ездят они каждый по своим рельсам. А вот в новой башне количество лифтов может значительно превышать число вертикальных путей. И авторы этой странной конструкции анекдотичным такое решение не считают.

Во время Второй мировой войны Роттердам был разрушен довольно сильно. Как и в случае с целым рядом европейских городов, после войны здесь началось интенсивное строительство, сделавшее город внешне достаточно молодым. Он даже заслужил репутацию настоящего «города высоток в Голландии».

Однако местный архитектор Ян Виллем ван Кёйленбюрг (Jan Willem van Kuilenburg) относится к такому определению как к шутке. Мол, куда ещё Роттердаму до знаменитых городов с небоскрёбами. Не те, мол, высоты, да и внешность зданий в основном примитивна. И потому Ян предлагает властям города построить действительно выдающееся сооружение — 450-метровую башню Rotterdam City Tower.

Вид разных фасадов башни существенно различается. Но интригует эта паутина стальных конструкций в любом случае (иллюстрации Monolab Architects).

Разработанное студией Кёйленбюрга Monolab Architects, это строение могло бы расположиться в гавани Маас (Maas), полагает архитектор. Оно стало бы самым заметным ориентиром города, настоящим местом паломничества туристов.

«Роттердам чересчур нерешителен, занимает слишком оборонительную позицию, как неудачник, — говорит Кёйленбюрг об архитектурной эволюции города. — После моста Эразма (Erasmusbrug) нам необходим небоскрёб европейского масштаба, которым Роттердам мог бы гордиться».

Жёлтым показана зона, где ведётся строительство высоток в соответствии с текущими планами города. Розовым показан участок, который компания Monolab Architects предлагает также застроить небоскрёбами. Свою Rotterdam City Tower она видит как первое сооружение, открывающее это продление высотной застройки на юг города (иллюстрации Monolab Architects).

Одной высотой, понятно, гордиться было бы трудно. 450 метров — далеко не рекорд. Но небоскрёб Rotterdam City Tower должен привлечь людей необычной внешностью, а также — конструкцией.

Традиционные башни скрывают лифты и лестницы в своём ядре, что сокращает полезную площадь, — пишет Monolab. Голландцы же решили вынести вертикальный транспорт из здания наружу, создав отдельную ажурную структуру, соединённую с собственно башней множеством коридоров.

Число лифтов в этой системе с трудом поддаётся подсчёту. Страшно представить, что будет, если откажут компьютеры, управляющие потоками (иллюстрации Monolab Architects).

Эта транспортная система — едва ли не самая яркая изюминка башни, хотя она и сама весьма необычна на вид.

Вместо обычных лифтов (пусть даже наружных, какие мир видел много раз) Ян Виллем придумал «облако» из гондол, снующих туда-сюда по рельсам системы, словно отдельные вагончики на какой-нибудь сортировочной станции.

Все эти капсулы могут ездить не только вверх-вниз, но и по диагонали, что открывает массу заманчивых перспектив.

Monolab Architects аккуратно вписала свою фантазию в реальные пейзажи Роттердама. Вверху: вид с моста Эразма. Внизу: вид из южной части гавани Маас (иллюстрации Monolab Architects).

Как мы уже сказали, общее число капсул может намного превышать число вертикальных путей для них (пропускная способность также, по идее, может быть выше обычной лифтовой системы). Но никаких столкновений быть не должно.

Управляющая электроника должна оперативно регулировать как направление, так и скорость каждой кабинки с тем, чтобы эти аппараты успешно миновали друг друга.

Никаких тросов. Гондолы должны двигаться за счёт пары электромоторов (один вверху кабины, один внизу), приводящих в движение ролики, установленные в поворотном блоке. Последний отвечает за смену направления движения. Питание – от встроенных батарей.
Блок управления лифтом – это интерактивный контактный дисплей, встроенный прямо в стекло кабины. Дверей у неё, кстати, две – фронтальная нужна для доступа в лифт на первом этаже, а задняя – для входа и выхода на остальных уровнях (иллюстрации Monolab Architects).

По идее, попав в такой лифт, человек может выбрать любой пункт назначения в пределах этой путеводной стены, и гондола, смещаясь и по вертикали и по горизонтали, прибудет куда требуется.

Также в случае особой необходимости диспетчеры могут произвольно управлять всеми капсулами, собрав их, к примеру, в желаемом месте.

Архитектор намеренно поместил башню на воду, чтобы минимизировать тень, которую она бросала бы на близлежащие кварталы. Близ основания City Tower авторы концепции разместили парковку на тысячу автомобилей.
Внизу: широкий «парящий» бульвар должен соединять башню с берегом, парковкой и расположенной рядом станцией метро. Бульвар состоит из стальных конструкций, покрытых прочным стеклом, так что гуляющие могут видеть воду под ногами (иллюстрации Monolab Architects).

Для аварийной эвакуации авторы башни предусмотрели несколько спасательных изогнутых труб, всё же скрытых внутри главных «стволов» этого сооружения, по которым люди, судя по всему, смогут просто соскальзывать вниз (подробностей, однако, компания не приводит).

Для коротких перемещений между соседними уровнями архитекторы заложили внутри эскалаторы. Так что полностью этажи изолированы друг от друга не будут. Но главной транспортной артерией должно всё же оставаться облако лифтов.

Интересно, что получится, если соединить такой набор с японской системой лифтовой интуиции?

«Открытые» этажи («небесные фойе») должны быть облицованы антибликовым стеклом, дабы давать наилучший вид на окрестности. Другие уровни башни будут прикрыты фотоэлектрическими стёклами, вырабатывающими энергию на нужды Rotterdam City Tower. На рисунках студии эти участки сооружения показаны серыми, но на деле такие стёкла будут полупрозрачными, – поясняет голландская компания (иллюстрация Monolab Architects).

Башня задумана многофункциональной. Тут предусмотрены зоны апартаментов, коммерческие зоны, развлекательные уровни, офисы и, конечно же, смотровые площадки.

Monolab Architects считает, что Rotterdam City Tower должна стать образцом «зелёного» развития городской среды. И дело не только в солнечных батареях.

Большая парковка у подножия башни пригодится не только посещающим её жителям и гостям города. Она поможет властям разгрузить центр от автомобилей. Ведь рядом, как рассуждает Кёйленбюрг, можно будет создать пешеходно-велосипедную парковую зону.

В ночное время башня должна радовать взор мириадами светодиодных огней. В том числе светиться будут и лифты, создавая с «транспортной» стороны здания постоянно меняющийся и неповторимый рисунок (иллюстрация Monolab Architects).

Ответ властей города, впрочем, пока не известен. Тем временем Ян Виллем уже ведёт переговоры с девелоперами, а также ищет источники инвестиций за рубежом.

Архитектор мечтает воплотить экзотическую башню в жизнь. И главное, он оптимистично настроен в отношении реакции земляков: «Жители Роттердама гордятся небоскрёбами, они энергичны и готовы пойти на новые предложения».

В общем ландшафте Роттердама башня от Monolab выглядит «железным гвоздём». Станет ли она гвоздём программы туристов, посещающих город, зависит уже не от авторов концепции (иллюстрация Monolab Architects).



В Нью-Йорке заработал висячий парк

15 июня 2009

Канадцы предлагают построить 15-километровую надувную башню

8 июня 2009

Фермы-небоскрёбы вновь пробуют увлечь поля в небо

1 июня 2009

Американцы скрестили iPhone с автобусной остановкой

22 мая 2009

Высотным символом Дубая станет гигантская рама

12 мая 2009