Роботы-американцы на Марсе. Часть первая: собрались с «Духом»

Скоро марсоход отправится в свой многомесячный вояж (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

"Леди и джентльмены, Марс!" — и на экранах панорамные снимки Красной планеты. Что ни говори, но заявление американцев прозвучало очень эффектно, особенно — на фоне пропажи европейской «гончей» Beagle 2. Можно не разделять чересчур шумной радости США, но суперсовременный робот-шпион на поверхности чужой планеты – это несомненное достижение.

Несколько минут спуска в атмосфере и серия высоких прыжков внутри большого надувного шара, своеобразной подушки безопасности — так 4 января 2004 года закончился космический полёт в один конец корабля NASA.

Теперь вездеходу предстоит прогулка по песку и камням.

Первые чёрно-белые снимки, переданные ровером Spirit («Дух») из кратера Гусева, показывают типичный для Марса безжизненный пейзаж.

Однако данные орбитальных аппаратов говорят, что в далёком прошлом этот кратер, размером, к слову, со штат Коннектикут, был озером.

Один из первых снимков из кратера Гусева (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

С одной из сторон в него «вливается» длинная глубокая долина, вероятно прорезанная потоками воды.

Потому именно в этом кратере целесообразны поиски следов жизни. Follow the Water («Следовать за водой») – так обозначена научная стратегия робота.

Но пройдёт ещё девять или десять дней, прежде чем шесть колёс марсианского исследователя коснутся грунта.

Нужно детально проработать план путешествия, накопить энергию от солнечных батарей, развернуть на посадочной платформе трап для вездехода, проверить электронику и прочее.

Диаметр колёс 25 сантиметров. Подвеска позволит машине преодолевать камни высотой с колесо (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Как оказалось, солнечные элементы аппарата обеспечивают только 83% от запланированной мощности.

Хотя таковая недостача и заставит специалистов, управляющих вездеходом, принимать меры для экономии энергии, электричества для проведения миссии всё же будет достаточно.

Ещё техников немного беспокоит тёмный объект в одном из углов аппарата. Вероятнее всего — это загрязнённая и скомканная часть надувной подушки, смягчившей удар при падении машины на поверхность. Но и тут, в общем-то, проблем не ожидается.

Spirit оборудован, как заправский полевой геолог: цветные стереокамеры и инфракрасная аппаратура, богатый набор инструментов на выдвижной механической руке.

Spirit находится здесь. Взгляд с орбитального аппарата Mars Global Surveyor (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

В частности, микроскоп, гамма-спектрометр и даже небольшой бур-дробилка, позволяющий роботу посмотреть – что у выбранного учёными валуна внутри.

Благодаря выдвижной штанге с камерой, Spirit сфотографировал сам себя (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

Из любопытных особенностей вездехода стоит отметить теплоизолированные и покрытые золотом стенки отсека для электроники, которые удерживают температуру внутри в диапазоне от – 40 до +40 градусов Цельсия.

Как на солнце, так и ночью, когда наружная температура падает до 96 градусов мороза.

Хотя максимальная скорость вездехода составляет 5 сантиметров в секунду – средняя будет в пять раз меньше.

Робот запрограммирован на непрерывное движение в течение 10 секунд, затем – остановка и анализ ситуации.

Пусть общее управление (выбор объектов для детального исследования) будет осуществляться с Земли, тактику передвижения машина вычислит сама.

Круговая панорама с места посадки Spirit (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

Открытия миссии обещают оказаться тем более ценными, что ландшафт в точке, где находится Spirit, заметно отличается от любого из участков поверхности Марса, которые были исследованы предыдущими визитами американских посадочных модулей на Марс: двумя Viking в 1976 году и Mars Pathfinder в 1987-м.

Кратер Гусева. Справа внизу ущелье — бывшая река. Этот снимок сделан ещё АМС Viking . Жёлтый овал — расчётное место посадки Spirit (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov)

А 25 января 2004 года на противоположенной стороне Марса должен сеть близнец Spirit – Opportunity. Его точка приземления также выбрана по геологическим соображениям: здесь, по предварительным данным, полученным с орбиты, содержатся полезные ископаемые, которые учёные традиционно связывают с водой.

Американцы идут на удивительные меры, чтобы максимально повысить шансы на успех всего проекта. Группа, которая управляет обоими марсоходами, даже свой режим работы, питания и сна перевела на 25-часовые марсианские сутки.

Основные узлы американского марсохода (изображение с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Похоже, что $820 миллионов, потраченных американцами на проект, не пропадут понапрасну. Тем более, что они проектируют и испытывают целую плеяду будущих планетоходов.

На фоне европейской неудачи, очевидно, именно из США следует ждать самых свежих новостей в области исследования планет.

Продолжение следует.