Автомобиль Carpuccino пьёт кофе вёдрами

Рецепт «кофейного авто» прост: вам понадобится куча железных бочек и труб, сварочный аппарат и немного смекалки (фото с сайта dailymail.co.uk).

3500 чашечек эспрессо на 100 километров — таков средний расход топлива у автомобиля, построенного британскими умельцами. Любой кофеман будет посрамлён столь достойным аппетитом. Впрочем, ни один человек на кофе, перевариваемый этой машиной, не покусится. Зато порадуется тому, насколько плотно серьёзная наука может быть смешана с забавными экспериментами.

«Кофейный автомобиль» под названием Carpuccino был построен командой программы BBC Bang goes the theory специально к ярмарке молодых инженеров и учёных Big Bang Fair, открывшейся 11 марта в Манчестере.

В качестве основы для своего шедевра британцы взяли видавший виды Volkswagen Scirocco 1988 года, купленный за четыреста фунтов (около $600).

Ржавые железки изумительно сочетаются с белоснежным кузовом Carpuccino. Сразу видно: продукт ручной работы (фото с сайта dailymail.co.uk).

Данную модель изобретатели выбрали из-за некоторого её внешнего сходства со знаменитым DeLorean: автомобилем, который доктор Браун из трилогии «Назад в будущее» (Back to the Future) не только переделал в машину времени, но во второй части, побывав в XXI веке, снабдил её портативным реактором Mr. Fusion, вырабатывающим энергию из мусора и пищевых отходов.

Реактор в Carpuccino, по сути, — газификатор, торчащий из багажника не хуже, чем Mr. Fusion на машине доктора Брауна. Кофейную массу подают в закрытый баллон, где она нагревается (на древесных углях) до 700 градусов Цельсия. Кофе разлагается, выделяя водород и монооксид углерода.

Горючий газ поступает в большой радиатор на крыше автомобиля, где охлаждается. Затем смесь возвращается обратно в багажник — в двойной фильтр (циклон плюс пористый), который задерживает смолы и твёрдые частицы. Далее биогаз через длинный и извилистый «дымоход» поступает в моторный отсек и направляется в цилиндры ДВС, где и сгорает.

Схема энергетической установки Carpuccino: 1 – газификатор, 2 – радиатор, 3 – фильтры, 4 – «газопровод» (иллюстрация с сайта dailymail.co.uk).

Британцы рапортуют, что затраты необычного горючего на бросок Carpuccino по маршруту Лондон-Манчестер (примерно 337 км) эквивалентны 11 760 эспрессо. Фактически же это около 70 килограммов молотого кофе. Если бы его покупали в супермаркете, затраты составили бы от 910 до 1820 фунтов ($1400-2800 в зависимости от марки кофе), что в 25-50 раз больше, чем стоимость бензина, необходимого на тот же отрезок пути.

К счастью, изобретатели и не собирались кормить своего подопечного столь дорогим продуктом: они договорились с известной сетью кофеен Costa Coffee о сборе отработанного кофе. Чем не альтернативный источник топлива?

Единственное, что может омрачить радость владельца Carpuccino, — малый запас горючего на борту (останавливаться на заправку «кофемашина» вынуждена примерно каждые 50-70 километров), и необходимость в остановках для чистки фильтров (а это — каждые 96 км). И хотя те же самые 96 километров в час составляет максимальная скорость переделанного под кофе Scirocco, водитель такого чуда едва ли сможет рассчитывать на среднюю скорость выше 35 км/ч.

Carpuccino, впрочем, ошибочно было бы считать чистым развлечением. Его изобретатели хотели наглядно показать, каковы возможности современных (и не очень) технологий в области необычных видов топлива. Что и как из этого выстрелит завтра — сказать сложно, но учёные из чего только не предлагают получать автомобильное топливо: из арбузов, шоколада, апельсинов, модифицированных деревьев и грибов.

Машина времени доктора Брауна (DeLorean time machine) в разных сериях знаменитого фильма приводилась в движение за счёт разных источников энергии, но отбросы из ближайшего мусорного бака – самый впечатляющий вариант (кадр с сайта bitsofnews.com).

Можно долго рассуждать о стоимости горючего, о воздействии на окружающую среду циклов производства самых разнообразных вариантов биотоплива, о нехватке еды и массовом «перепрофилировании» полей и плантаций, которые люди ныне переводят из продовольственной в топливно-энергетическую сферу. В любом случае ясно одно: если завтра вдруг закончится нефть, у нас останется масса возможностей для заправки своих железных коней.

Ник Уотсон (Nick Watson), продюсер Bang goes the theory, говорит: «Кофе, как древесина или уголь, содержит углерод, так что вы можете использовать его в качестве топлива». Только кофе должен быть очень сухой, а вот марка не имеет значения, — добавил Ник.

Разумеется, такое использование кофе, даже его отходов, не слишком перспективное дело, если говорить о массовом транспорте. Но смешной автомобильчик намекает на выход: схожий процесс газификации вполне может приспособить к делу и древесные отходы (вот этот уж источник топлива человечество апробировало давным-давно), и скорлупу от орехов, отходы сельского хозяйства и так далее.

Включайте воображение и поворачивайте ключ зажигания — а учёные обеспечат вас нужной технологией!

Надо отметить, что участники Bang goes the theory постоянно занимаются экзотическими и весёлыми научными и техническими проектами и экспериментами. Нашим читателям это телевизионное шоу известно по запуску крупного тестирования "улучшающих мозг программ". Нынешний же герой новаторов — Carpuccino — появится в выпусках программы Bang в мае.



Машины с питанием от дороги впервые повезли туристов

10 марта 2010

Британцы скрестили рюкзак с автомобильным сиденьем

10 марта 2010

Sanyo научила электровелосипед заряжаться на ровном месте

3 марта 2010

Построено самое крупное в мире солнечное судно

26 февраля 2010

Honda готовит к премьере трёхколёсный электрокар

26 февраля 2010