Мыши-астронавты встретятся с марсианской гравитацией

Кандидатка в астронавты позирует на фоне макета спутника (фото с сайта sciens.nasa.gov).

Казалось бы, давно прошли времена, когда мы ставили опыты на животных, чтобы изучить влияние космических факторов на организм. Однако американцы намерены вновь отправить на орбиту астронавтов-мышей. Их миссия — выяснить, как живётся в марсианских условиях.

Богатый опыт полётов подсказывает нам, как люди реагируют на длительную невесомость. Не представляет загадки и наша реакция на земную гравитацию.

Но что происходит «между» 0 и 1 g? Что, например, случится с людьми при длительном пребывании на Марсе, где поверхностная гравитация составляет 0,38 g? Простая экстраполяция и рассуждения тут не подойдут.

Команда учёных и студентов Массачусетского технологического института (MIT), университета Вашингтона (University of Washington), и австралийского университета Квинсленда (University of Queensland) намерена понять это из опыта. Пока — мышиного.

Биоспутник Mars Gravity Biosatellite запустят на околоземную орбиту. Аппарат начнёт вращаться со скоростью приблизительно 34 оборота в минуту, и его обитатели окажутся в условиях марсианской гравитации.

Главная задача эксперимента — вычертить точные диаграммы изменений в различных системах организма по мере пятинедельного пребывания в условиях марсианской гравитации (схема с сайта marsgravity.org).

Пять недель хвостатые астронавты проведут в космосе, после чего капсула с животными спустится на парашюте близ Вумеры (Woomera), Австралия.

Исследование сосредоточится на потере костной массы, изменении в структуре костей, на атрофии мускулов и на изменениях во внутреннем ухе, которые затрагивают чувство равновесия.

Каждая мышь будет располагать собственной мини-каютой с поилкой, управляемой нажатием носа, набором медицинских датчиков, начиная с простых весов и даже игрушками, предназначенными для того, чтобы заставить мышей «трудиться» в поте, чуть было не сказали «лица», мордочки.

Будут тут и деревянные брусочки, предназначенные, как подумают мыши, для задумчивого и сладостного пережёвывания на досуге. А на самом деле — это отвлекающий манёвр инженеров, призванный спасти от острых зубок астронавтов интерьер корабля.

Mars Gravity Biosatellite должен стартовать в 2006 году (фото с сайта science.nasa.gov).

Примечательно также, что в полёт отправятся только «девочки». Главная причина — учёные полагают, что низкая гравитация гораздо сильнее влияет на женский организм. А значит можно точнее выявить все возможные проблемы.

Правда, на Марс, скорее всего, полетят всё же «мужчины». Такая вот дискриминация.

Проект биоспутника во многом уникален. Как утверждают в NASA, это первое исследование по длительному воздействию на живые организмы марсианской гравитации.

Схема «номера люкс» для мыши-астронавта (иллюстрация с сайта nasa.gov).

И впервые более 250 студентов принимают столь весомое участие во всех аспектах серьёзного «космического» проекта, включая планирование научных исследований и проектирование спутника.

Понятно, что для студентов не придумать лучшего способа изучения различных дисциплин, чем подобная практика.

Но, кроме того, и сами учащиеся в рамках данного проекта выступают преподавателями — они уже ездят по школам и рассказывают сверстникам о своём биоспутнике и покорении космоса.

Возможно, что кто-то из благодарных слушателей этих студентов лет через пятнадцать ступит на Марс.

Марсоход Spirit вышел из-под контроля NASA