VEHRA французов превратила спасательный шаттл в туристический

Выводить спутники на орбиту при помощи многоразовых аппаратов оказалось не слишком выгодно. Это следует из опыта классических шаттлов. Но, может, аппараты нового поколения, беспилотные и куда более компактные, изменят ситуацию? (иллюстрация Dassault Aviation)

Целое семейство машин, предназначенных как для прыжков к границе космоса, так и для полноценных орбитальных миссий, вырисовывается ныне на чертежах конструкторов. Неизвестно, произведут ли эти многоразовые шаттлы революцию в деле космических грузоперевозок, но они наверняка обогатят бурно развивающийся рынок космического туризма.

Недавний запуск на орбиту военного мини-шаттла подстегнул интерес специалистов к сравнительно небольшим крылатым космическим машинам.

Оглядываясь на проекты, которые уверенно движутся к реализации (американские суборбитальные туристические ракетопланы Lynx и SpaceShipTwo), да на фоне обращения к этой теме европейского конкурента EADS-Astrium, французская компания Dassault Aviation посчитала важным напомнить о собственной разработке. Она идёт уже несколько лет, но теперь, похоже, получила новый стимул.

В рамках данного проекта инженеры уже разработали немало важных для челнока систем, подобрали подходящие двигатели и так далее, но сам аппарат можно увидеть всё ещё только на компьютерных рисунках (иллюстрация Dassault Aviation).

Челноки по имени VEHRA (аббревиатура от французского «Аппарат гиперзвуковой многоразовый воздушного старта») – это серия беспилотных «грузовиков».

Данный проект отталкивается от конструкции экспериментального самолёта NASA X-38, который некогда создавали как прототип будущего спасательного средства для МКС — Crew Return Vehicle.

Американский мини-челнок с несущим фюзеляжем прошёл несколько испытаний в атмосфере, но в 2002 году программу свернули по финансовым причинам.

13 декабря 2001 года. X-38 только что отделился от пилона самолёта NASA NB-52B, чтобы выполнить 13-минутный тестовый полёт в атмосфере. Финальную часть путешествия экспериментальный аппарат проделал под сенью самого крупного в мире (площадью около 700 квадратных метров) параплана (фото NASA/Carla Thomas, Tony Landis).

Dassault Aviation взяла X-38 за отправную точку, доработав облик и аэродинамику космоплана. По замыслу французов, их автоматический челнок должен стартовать с борта коммерческого транспортного самолёта, что обещает большую гибкость в выборе траекторий полёта и снижение затрат на наземную инфраструктуру.

Воздушный старт челноков означает и возможность в последний момент прервать задание и безопасно вернуть космический аппарат (и его груз) на землю (иллюстрация Dassault Aviation).

В рамках программы VEHRA Dassault намерена построить три фактически разные машины, схожие лишь общими обводами: 10-тонный прототип-демонстратор, 30-тонный аппарат для доставки на орбиту 300-килограммовых спутников и 200-тонный шаттл, поднимающий на низкую орбиту 7 тонн полезной нагрузки.

С какого самолёта можно было бы сбрасывать последнюю модель – компания не уточняет, возможно, тут уже речь идёт о традиционном ракетном старте с земли.

Интересно, что к проекту VEHRA были привлечены не только специалисты материнской компании, но и практиканты из ряда европейских вузов (иллюстрация Dassault Aviation).

В 2004 году у VEHRA появилось любопытное ответвление – разработка, которая в силу большей простоты может дойти до реализации раньше старших собратьев. Речь о туристическом корабле VSH (сокращение от VEHRA, суборбитальный и обитаемый).

Этот 11-тонный шестиместный мини-челнок, так же как и VEHRA, должен начинать свой самостоятельный рейс с борта самолёта-носителя. Их разделение будет происходить на высоте 8 километров при 0,7 скорости звука.

Далее собственный двигатель миниатюрного шаттла, работающий на жидком кислороде и керосине, разгонит аппарат до 3,5 маха и поднимет его на высоту свыше 100 километров.

У создателей VSH (на рисунке он показан в верхней точке прыжка) имеется богатый опыт в проектировании аэрокосмических систем, так что развивается мини-челнок не на пустом месте. К слову, новый европейский спускаемый аппарат IXV разрабатывается при участии авторов проекта VEHRA (иллюстрация Dassault Aviation).

Наблюдение за чёрной бездной космоса, кривизной горизонта и три минуты невесомости станут главным аттракционом для пассажиров VSH. Всё, в общем, как и в случае с проектами соперников.

Точных сроков воплощения VSH французы, впрочем, не называют. Но у данного челнока есть все шансы на реализацию. И дело не только в давно проработанной американцами основе замысла.

Как и её американские конкуренты, Dassault считает, что массовый космический туризм должен начаться именно с таких, сравнительно простых рейсов. А относительная дешевизна суборбитальных челноков вроде VSH и быстрота их обслуживания должны послужить основой для установления демократических цен на билеты в космос (иллюстрация Dassault Aviation).

Dassault напоминает, что с 2008 года к дальнейшему развитию VSH (так называемый проект K-1000) подключились швейцарские партнёры — аэрокосмическая компания Ruag и политехнические институты в Цюрихе (ETHZ) и Лозанне (EPFL).

Инженеры и учёные из Швейцарии потратили немало времени на изучение разных аспектов конструкции лёгкого челнока и вскоре должны выпустить большой доклад, который, возможно, внесёт ряд уточнений в дизайн и поможет определить будущее ракетоплана. Легко предсказать, что его успех или провал повлияет на судьбу более крупных орбитальных собратьев из линейки VEHRA.



Японский парусник готов уплыть на Венеру

4 мая 2010

Впервые найден водяной лёд на астероиде

29 апреля 2010

Странные капельки отсрочили выход шаттлов на пенсию

28 апреля 2010

Выбрано место для самого большого телескопа

28 апреля 2010

Секретный мини-шаттл вышел на орбиту

23 апреля 2010