Космический Boeing заявился на службу экономичным такси

Boeing полагает, что его относительно простой обитаемый аппарат, рассчитанный исключительно на короткие миссии к МКС, обойдётся дешевле других конструкций. Но во сколько именно – ещё не ясно (иллюстрация Boeing).

Мало пока известный проект чисто внешне вызывает ощущение дежавю. В который раз мы видим коническую спускаемую капсулу и небольшой цилиндрический приборный отсек. Выбор неслучаен. Этот корабль не предназначен для длительных полётов, зато главную задачу – перевозку экипажей на МКС и обратно — должен выполнять безопасно и с умеренными расходами.

NASA, возложившее на частников задачу транспортировки грузов на МКС после ухода шаттлов, рассчитывает, что аналогичная коммерческая программа поможет Америке и в рождении новых пилотируемых аппаратов, способных летать на околоземную орбиту.

Рассчитывает не без оснований. Четвёртого июня 2010 года ракета Falcon 9 компании SpaceX успешно совершила свой первый полёт, выведя на орбиту Dragon Qualification Unit — прототип корабля от SpaceX.

Побывавший в космосе в виде прототипа «Дракон» может служить автоматическим грузовиком, а может – пилотируемым аппаратом на семь астронавтов (фотографии SpaceX).

Однако «Дракон», судя по всему, окажется не единственным американским пилотируемым аппаратом в «эпоху после челноков». Всё идёт к тому, что США получат сразу три разные обитаемые машины. И один из новичков – семиместный CST-100 от компании Boeing.

Тут нужно сказать, что большую роль в реализации данной затеи играет маленькая частная компания Bigelow Aerospace, разработчик орбитального отеля Nautilus.

Как мы говорили, основатель и глава Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу (Robert Bigelow), замахнувшись не только на околоземную гостиницу, но в перспективе и на лунную, заключил соглашение с «Боингом» о развитии космического корабля.

Судя по всему, CST-100 (на рисунке) должен пристыковываться к американскому сегменту МКС (иллюстрация Boeing).

Bigelow поможет старшему товарищу в проектных и испытательных работах, держа в уме возможность рейсов CST-100 не только к МКС, но и к родному «Наутилусу».

В рамках насовской программы CCDev (Commercial Crew Development) Boeing недавно получила $18 миллионов на первый этап работ по проекту.

Аэрокосмический гигант и ещё ряд субподрядчиков должны уже в нынешнем году выбрать окончательный дизайн машины, спроектировать и показать в действии систему аварийного увода капсулы на старте, изготовить демонстратор теплового щита, испытать на стендах систему очистки воздуха, узлы для автономных сближения и стыковки, наконец, построить полноразмерный макет CST-100.

Вслед за орбитальными модулями частная компания Bigelow Aerospace намерена плотно заняться и лунной базой, которая «не получилась» у NASA (фото Isaac Brekken/The New York Times, Bigelow Aerospace).

И свежий проект взял с места в карьер. Кит Рейли (Keith Reiley), менеджер программы CCDev в «Боинге», говорит: «Мы уже прошли 50-60% наших этапов, и все — вовремя или досрочно».

NASA осторожно ожидает, что CST-100 впервые полетит в космос в 2016 году, но создатели корабля настроены оптимистичнее агентства. «Мы не указываем пока точные сроки, однако наш график можно назвать опережающим», — заявил Кит.

Летать новичок будет из Флориды. Пока не решено, какая ракета должна поднимать боинговский космический корабль на орбиту. Это могут быть адаптированные для пилотируемых стартов Delta IV и Atlas V (EELV Human-rating) или Falcon 9. Корпорация Boeing намеренно проектирует свою капсулу так, чтобы она оказалась совместима с разными моделями носителей.

Недавний взлёт Falcon 9, кстати, и Бигелоу и Рейли единодушно оценивают как беспрецедентный вдохновляющий прорыв. Оба отмечают, что Falcon 9 и Dragon были разработаны и построены со значительно меньшими издержками, и быстрее, чем обычно. Это, мол, демонстрация нового стиля ведения бизнеса. Здесь гигантской компании есть чему поучиться у младших собратьев. Рейли признаёт, что Boeing в этом плане уже немало почерпнул от Bigelow Aerospace.

А сам мистер Бигелоу тем временем планомерно движется к реализации собственной мечты – началу коммерческой эксплуатации орбитального отеля в 2014 году. Причём Роберт действует по принципу «не класть все яйца в одну корзину».

Специалисты разных компаний, словно сговорившись, решили, что для кораблей следующего поколения наиболее оптимальной будет схема «капсула-конус плюс бочка с аппаратурой».
Этот облик всем знаком ещё по кораблю Apollo. Правда, все новые машины отличаются друг от друга конструктивно (это вполне самостоятельные разработки), да и просто в размерах. В частности, CST-100 (на рисунке) – немного меньше, чем «Орион», но чуть больше, чем «Аполлон» (иллюстрация Boeing).

Надо ли пояснять, что помимо CST-100 к «Наутилусу» теоретически можно было бы отправлять и корабль Dragon? А ведь ещё есть проект, неофициально называемый «Лёгкий Орион» (Orion Lite), в котором очень активное участие принимает всё та же Bigelow Aerospace.

Как известно, после скандальной отмены лунной пилотируемой программы США президент Обама, дабы конструкторский задел совсем уж не пропадал, помиловал создававшийся в её рамках новый космический корабль, наказав тому стать попроще, подешевле и превратиться в спасательную шлюпку для МКС.

Оправившись от удара – отмены лунной программы, инженеры и учёные продолжили работу над «Орионом», пусть несколько пересмотрев его начинку.
Любопытно, какая ракета должна запускать в космос этот аппарат, коль скоро с Ares I пришлось распрощаться. Это опять наши старые знакомые – модифицированный для пилотируемых запусков носитель Atlas V или всё та же «новорождённая» Falcon 9 (фото NASA).

Lockheed Martin, компания-родитель «Ориона», с радостью взялась за перекройку. Рецепт тут в целом схож с боинговским: отказавшись от дальних рейсов, можно упростить систему жизнеобеспечения, авионику и ряд других узлов. В результате экипаж в версии «лайт», вероятно, даже удастся нарастить до всё тех же семи человек. Хотя длительность их пребывания на борту будет меньше, чем у «полноценного Ориона».

Нельзя с точностью предсказать, какая машина из трёх будет раньше готова к полётам с людьми на борту, но подобный дубляж означает, что США уже можно особо не переживать по поводу ухода шаттлов.

Ну а если конусы на парашютах не оправдают надежд, у Америки есть возможность вернуться к крылатым машинам: секретный мини-шаттл, успешно стартовавший в апреле 2010 года в рамках миссии USA-212, в настоящее время всё ещё находится на орбите.



Найдена самая сложная органика в межзвёздной среде

25 июня 2010

На экзопланете впервые измерили сверхмощный шторм

24 июня 2010

Астрономы записали песню Солнца

23 июня 2010

Зафиксирован рекорд дальности планеты от солнца

22 июня 2010

Охотник за смертельными астероидами заработал на полную

21 июня 2010