Какого цвета Красная планета. Часть вторая: искусство, а не наука

В 1960-х годах техника была «ручная» — на историческом снимке инженер NASA буквально по пикселям раскрашивает напечатанные на бумаге цифры — это первый «цифровой» снимок Марса, переданный с аппарата Mariner (фото с сайта marsrovers.nasa.gov).

Наши любознательные читатели наверняка уже изучили сайты NASA, пытаясь обличить «мошенников» изменяющих палитру Марса. Для тех, кто не может тратить время на собственное расследование, мы публикуем рассказ ведущего учёного миссии марсианских роверов, в котором он, как на духу, признаётся — «Дух» (Spirit) видит совсем не так, как человек.

«Spirit не видит вокруг себя всю перспективу сразу, — поясняет Джим Белл (Jim Bell), профессор астрономии в Корнельском университете (Cornell University) и ведущий учёный миссии. — Требуются дни, чтобы закончить полный 360-градусный обзор пейзажа».

«Это значит, — говорит учёный, — что объединённая мозаика может быть построена из изображений, на которых пыли в воздухе больше или меньше, или кадры просто сняты в разное время дня.

Такие изменения после „сшивания“ заканчиваются „стёганым одеялом“ с разными цветами на разных участках кадра».

Профессор Белл осматривает марсианские солнечные часы (фото с сайта cornell.edu).

Но ведь на панорамах мы видим более-менее равномерную окраску окружающей местности?

«Получение правильных цветов — не точная наука, — рассказывает Белл. — В создании представления о том, что мы видели бы, если бы были там — присутствует артистический, призрачный элемент».

Конечно, учёные прилагают большие усилия, чтобы быть настолько точными, насколько возможно.

Для этого они учитывают при обработке кадров от роверов изображения Марса, сделанные через телескопы, а также снятые в прошлых марсианских миссиях, чтобы создать в результате уравновешенную по цвету картину.

Джим Белл объясняет, что получить абсолютно точные цвета марса всё равно невозможно (фото с сайта cornell.edu).

Перед посылкой камер к Марсу команда сделала более ста тысяч снимков в вакуумной камере, которая моделировала марсианские условия.

Специалисты экспериментировали с различными уровнями света, в зависимости от угла расположения солнца или количества пыли в воздухе.

Они тогда точно настраивали камеры роверов, чтобы правильно учитывать температурные изменения или что-нибудь ещё, что могло бы заставить инструмент изменяться.

Солнечные часы в разное время суток (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

К тому же на роверах есть калибровочная цель (своего рода солнечные часы с серыми, белыми и разноцветными полосами).

Мозаика кадров с ровера Spirit, сделанных 29 января 2004 года. Вверху слева — солнечные часы на фоне грунта. Монохромный снимок вверху справа — Солнце (фото с сайта jpl.nasa.gov).

Специалисты контролировали, как эти цвета изменялись при различном освещении и при разных погодных условиях в лаборатории, при съёмке с разными фильтрами.

Кроме того, американцы оставили у себя точные копии солнечных часов, отправленных на Марс — как контрольные образцы.

«И всё же, произведённые изображения — только приблизительные марсианские цвета», — утверждает Белл.

Дело в том, что многие из снимков, как уже говорилось, делаются с набором фильтров. Часть из них работает в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне, не воспринимаемом глазом.

Журналисты были зачарованы трёхмерными изображениями Марса, но, увы, нельзя сказать, что они видели планету в точности так, как если бы сами побывали на ней (фото с сайта cornell.edu).

В целом, есть 14 различных фильтров.

Они обеспечивают максимальный контраст для того, чтобы анализировать некоторые из самых интересных геологических особенностей в районе посадочной площадки.

Так или иначе, шоу и наука преследуют разные цели, и  не главная задача для NASA — развлечение публики панорамными видами Марса.

Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку