Датчане штурмуют космос на самодельной ракете

«Отцы» необычной ракеты проверяют комфортность нахождения внутри пассажирского отсека (фото Copenhagen Suborbitals).

Команда инженеров-любителей сообщила об окончании постройки ракеты, способной доставить человека в ближнее космическое пространство. Уже 31 августа 2010 года энтузиасты намерены провести первые лётные испытания своего детища. На данном этапе внутрь аппарата поместят манекен, обвешанный датчиками, которые замерят перегрузки, вибрации и иные параметры на старте.

Происходящее куда больше напоминает фильм 2006 года «Астронавт-фермер» (The Astronaut Farmer), чем творящуюся здесь и сейчас реальность. В случае с датскими конструкторами всё даже удивительней.

Если в упомянутом фильме грезившему звёздами героическому фермеру постоянно строили козни власти, военные и спецслужбы, то реальные «самоделкины» особых трудностей не испытали. Мало кто мог вообще подумать всерьёз, что энтузиасты чуть ли не у себя во дворе построят суборбитальную пилотируемую ракету. Но вот она, полюбуйтесь.

Связку ракеты-носителя и микроскопического суборбитального корабля назвали HEAT1X – Tycho Brahe. Разумеется, в честь знаменитого датского астронома (фото Copenhagen Suborbitals/Frumpykvetchbot).

Стартовавший в 2004 году проект, о котором мы подробно рассказывали, финансировался только на пожертвования спонсоров и (большей частью) заинтересованной общественности.

Руководят предприятием Кристиан фон Бенгтсон (Kristian von Bengtson, на фото под заголовком он справа) и Питер Мэдсен (Peter Madsen, он в капсуле), активные члены сетевого сообщества SomethingAwful, через которое и собирали средства на безумную затею.

Колорит союзу Кристиана и Питера, который породил отстроившую ракету компанию Copenhagen Suborbitals, добавляют детали биографии партнёров. Мэдсен – капитан и проектировщик самой крупной в мире самодельной подлодки UC3 Nautilus, а также эксперт по ракетным движкам. Фон Бенгтсон — председатель подкомитета по космическому туризму Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA).

В процессе постройки ракеты, кстати, инженеры вели подробный технический блог, к сожалению, только на датском (фото Copenhagen Suborbitals).

По словам Мэдсена, первый вариант 9-метровой ракеты должен будет достигнуть планки в 150 километров над Землёй. После выработки топлива ступень HEAT1X отделит пилотируемую капсулу Tycho Brahe. В дальнейшем отслеживать аппарат планируется при помощи обычной GPS-навигации. Также во время первого старта датчане намерены так или иначе получить данные, необходимые для модернизации ракеты.

Внутри «Тихо Браге» космотурист будет прочно привязан к креслу, свободно двигать он сможет лишь руками, чтобы вносить коррективы в программу полёта, а также доставать при необходимости запасную кислородную маску или пакетик на случай тошноты.

Датчане уже испытали парашют и отработали на макете подъём приводнившейся капсулы из моря (фото Copenhagen Suborbitals).

Согласно расчётам фон Бенгстона и Мэдсена, перегрузки на старте не окажутся для пассажира чересчур тяжёлыми. В целом организаторы полёта полны оптимизма насчёт способности обитателя капсулы выдержать в вертикальной позе ускорение «около 3 g».

По истечении 60 секунд двигатель ракеты прекратит работу, а отделённый от ускорителя микрокорабль продолжит подниматься вверх по инерции. А так как в ракете практически отсутствуют средства управления, пассажиру придётся довериться действию законов баллистики и аэродинамики.

Единственное, на что космотурист способен повлиять, – это неприятное вращение или рыскание капсулы. Гасить их во время движения по параболе уже за пределами атмосферы пассажир сможет при помощи крошечных движков ориентации на сжатом газе. В конце полёта аппарат приземлится на парашютах.

Запуск будет произведён в Балтийском море на расстоянии порядка 200 километров от датских берегов. Ракета отправится в полёт с плавучей платформы, буксируемой «Наутилусом» Мэдсена.
Длинные стартовые рельсы позволят «Тихо Браге» набрать высокую скорость, перед тем как она отправится в свободный полёт. Далее за её стабилизацию будет отвечать простое статичное оперение (фото Copenhagen Suborbitals).

В «Тихо Браге» предусмотрены радиостанция и отсеки для научной аппаратуры, которую могли бы предоставить институты. И само собой, в аппарате имеется несложная система жизнеобеспечения, поставляющая покорителю космоса кислород и удаляющая углекислый газ.

Двигатель HEAT1X – это гибрид. Он работает на твёрдом топливе, но окислителем служит жидкий кислород. Движок уже был успешно испытан в феврале и мае 2010 года. Смотрите видео с последнего «прогона».

Авторы конструкции обещали испробовать все прелести такого полёта в первую очередь на себе, но сначала, конечно, ракету нужно проверить без человека на борту.

В перспективе датчане собираются создать целую линейку суборбитальных ракет, чтобы «дать людям индивидуальные средства для путешествий в космос» (как дешёвую альтернативу амбициозному проекту Virgin Galactic).

Специально для параноидально настроенных личностей на пресс-конференции по поводу «рождения» ракеты Мэдсен и фон Бенгтсон особо подчеркнули, что она предназначена исключительно для мирных целей и информация о её конструкции не будет держаться в секрете (фото Copenhagen Suborbitals).

Заявленная дата старта, по некоторым оценкам, может быть перенесена из-за плохой погоды в море или из-за потенциальной задержки в доводке и перебазировании стартовой платформы.

Если датчане в конце концов успешно проведут запуск уже с человеком на борту, компанию Copenhagen Suborbitals можно будет причислить к своеобразному космическому клубу организаций, отправлявших человека в космос, где помимо агентств России, США и Китая, обосновалась фирма Scaled Composites. Её ракетоплан в ходе третьего полёта достиг отметки в 112 километров.



Заснят третий за 13 месяцев удар по Юпитеру

25 августа 2010

Найдено самое старое твёрдое вещество Солнечной системы

24 августа 2010

Открыта самая насыщенная планетарная система

24 августа 2010

Складки указали на недавнее уменьшение Луны

24 августа 2010

Микробы с британской скалы выжили в открытом космосе 553 дня

24 августа 2010
  • Могу сказать молодцы Датчане, хотя бы за смелость, которая как говорится
    города берет, и еще космос. Но торопиться с запуском человека я думаю не стоит, надо все не спеша делать. Ну вот хотя бы вдруг космотуристу станет страшно, а где будет туалет тогда? Не все продумано у них пока.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  19 сентября, 15:46
    Все продумано, это очевидно. Если в туалет приспичит, все полетит вниз, в хвостовую часть. А там приемник и на переработку в двигатель, еще плюс 10-15 километров. Так что если накануне плотно поесть, на опорную орбиту выйти реально вполне.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ишутинов  30 марта, 21:17
    Одноместный космический корабль: как проект превращается в реальность.
    Небольшая датская компания ведет амбициозный проект по созданию простого и дешевого одноместного космического корабля. Что представляет собой Tycho Deep Space и каковы его шансы на реальный полет?
    rnd.cnews.ru/tech/reviews/index_science.shtml?2013/01/25/516874
    ОтветитьНравится