DTV Shredder взялся проторить дорогу гусеничным самокатам
К идее предельной миниатюризации персонального вездехода изобретатели возвращаются снова и снова, но каждый раз такая техника оказывается бесконечно далёкой от совершенства. Авторы новой разработки надеются, что уж им-то точно повезёт. Ведь у канадцев получилась гремучая смесь скейтборда, самоката Segway и боевого гусеничного робота. Гремучая – и потому что взрывная, и потому что дико гремит.
Испытания нового аппарата по имени DTV Shredder показали, что поездки на нём — дело лихое и эффектное. Но для создавшей скейт-вездеход канадской компании BPG-Werks важна не эффектность, а эффективность. «Шредер» неплохо идёт по снегу, песку, жидкой грязи, камням и так далее, забирается на подъём до 40 градусов и переживает прыжки с трамплинов. Но до главного прыжка – с конвейера на рынок – вездекат пока не дожил.
Длина аппарата — 76 см, ширина — 53, а высота — 43 см. Весит микровездеход 38-57 килограммов (в зависимости от оснащения). При этом он может буксировать небольшой прицеп и перевозить в общей сложности до 550 кило (включая водителя).
На покорение высот новинку толкает 200-кубовый бензиновый моторчик марки Honda мощностью, по разным данным, 14-18 лошадиных сил. Он позволяет «Шредеру» развивать 30 миль в час (48 км/ч).
Углепластиковая рулевая колонка установлена на последней версии гусеничного самоката. Скорее всего, таким руль и будет в окончательном варианте, поскольку на высокой скорости да на пересечённой местности удерживаться на аппарате «по-скейтбордистски» не всегда удобно и уместно.
И это несмотря на амортизацию ударов и хорошую маневренность. К слову, радиус разворота «Шредера» равен 1,2 метра: почему бы не заставить его разворачиваться по-танковому, на месте, – не ясно.
Основатель BPG-Werks Бенджамин Посс Гулак (Benjamin P. Gulak — отсюда и BPG) хорошо известен нам по изобретению двухколёсного моноцикла Uno. Нынче в Массачусетсе работает ещё одна небольшая компания, созданная Гулаком, — BPG-Motors. Она трудится уже над третьим прототипом Uno, предсерийным. Его официальная премьера, со слов Бена, должна состояться в ближайшем будущем, и мы об этом обязательно расскажем. Ну а пока в центре нашего внимания находится всё же Shredder.
О постановке «Шредера» на конвейер пока ничего не слышно, однако компания уже предлагает внести предоплату в $250 и записаться в лист ожидания. Цена на аппарат колеблется в пределах $10-15 тысяч в зависимости от опций.
Между тем рассчитывать только на покупателей-частников BPG-Werks было бы рискованно. Так что Гулак и его компаньоны надеются и на госзаказ. Недаром в минувшем августе Shredder был официально представлен (PDF-документ) на выставке-конференции военных транспортных средств Military Vehicles, прошедшей в Детройте.
Патрулирование и разведка, спасательные операции и эвакуация раненых — таково позиционирование гусеничного скейта. «Шредер» может тащить за собой мини-прицеп с носилками или коробками с боеприпасами. Особый шик новинке придаёт переключение в «беспилотный» режим – на радиоуправлении.
Кстати, компания величает свой «Шредер» модульной платформой. Это значит, что части персонального «трактора» могут быть адаптированы под разные миссии. На него даже можно поставить пулемёт, превратив в средство атаки или обороны. В таком варианте возможность телеуправления окажется особенно ценной. И надо ли говорить, что «Шредер» готов принять на борт видеокамеры и иные датчики?
Тут просматривается явная аналогия с роботами от Segway, одна из ипостасей которых как раз разведывательная и спасательная. А ещё самоходные платформы с различными типами шасси могут нести и полицейское оборудование, и средства пожаротушения, ну и всё тот же универсальный прицеп буксировать.
Однако успеху канадского «гусеничного сегвея», и далеко не только среди военных, может помешать громко стрекочущий звук моторчика. В каких-то случаях потребители с ним смирятся, в других он вряд ли порадует наездников.
Кроме того, массовое применение «Шредера» в войсках может затормозиться чересчур крутым нравом новинки. Тогда как авторы изобретения пишут о её низком центре тяжести и удобстве управления, Гулак честно признаёт, что скрещивал скейтбординг с мотокроссом. А каждый ли способен после прыжка с холма или преодоления каменистого брода остаться в седле кроссового мотоцикла? Поездка на весьма мощной (для своего веса) гусеничной самоходке обещает быть не менее напряжённой.
А может, ни к чему «Шредеру» военный рынок? Вполне возможно, куда больше удастся заработать на ниве спорта и активного отдыха. И прежде чем вернуться к этому вопросу, стоит посмотреть на предшественников и нынешних соперников канадского вездехода.
Приблизительный (если не по размерам, то уж по назначению точно) аналог из прошлого — немецкий гусеничный «Кеттенкрад», порождение Второй мировой. Аналог из будущего — проект моногусеничного мотоцикла, опять же из Германии.
Ещё вспоминается австралийский Wheelman — аппарат хоть и колёсный, но очень похожий по идеологии, эдакий личный микровнедорожник, управление которым очень похоже на скейтборд. Но если Wheelman быстр на траве и грунте, то американская «доска» Mattracks Powerboard позиционируется как моторизованный сноуборд. Её единственная гусеница тоже приводится в движение миниатюрным ДВС.
Предельная скорость мотосноуборда составляет 29 км/ч. Весит устройство 68 килограммов. Мощность 200-кубового моторчика – 6,5 л.с.
Но ближе всего к канадскому изобретению — гусеничные моторизованные скейтборды Powersports Board от австралийской компании Scarpar. Движимые несколькими «лошадками» мини-ДВС, эти быстрые аппараты неплохо чувствуют себя практически на любой поверхности, кроме, конечно, воды.
Совершенствованием гусеничных мотодосок Scarpar занимается много лет. Первый прототип «борда» был построен в 2004-м, а второй — в 2007-м.
Что интересно, никаких претензий на военное будущее этого аппарата не прозвучало: свои творения Scarpar адресует любителям экстремального спорта. Но и в таком ключе идея не пошла. Технический курьёз так и не стал продуктом. Может, дело в прогнозируемой цене — порядка $3 тысяч, а может, в шуме. Не зря на видео вместо звука мотора поставлена музыка.
Провал замысла фирмы Scarpar является тревожным намёком и на возможную судьбу DTV Shredder. Сейчас, правда, австралийцы работают над электрической версией своей внедорожной гусеничной доски. Представить её они обещают в конце 2010-го — начале 2011 года, причём по плану должен быть наконец налажен и серийный выпуск.
Коммерческий успех всех этих близких по сути аппаратов остаётся под большим вопросом, хотя мелкосерийное производство причудливых спортивных снарядов разработчикам по силам. И ведь что забавно, по стопам первопроходцев продолжают идти изобретатели очередного «велосипеда», то бишь гусеничного скейта.
Ещё один претендент на внимание публики зовётся Vertrax Skateboard. Это пока только концепция, придуманная дизайнером Брайсоном Ловеттом (Bryson Lovett). По его замыслу, Vertrax движет электропривод. Пришёл ли Брайсон к такому решению интуитивно или послушал визг и грохот, издаваемый реально работающими аппаратами-предшественниками, – не известно.
Тишина электромоторов понравится и спортсменам, и, разумеется, военным. Или в обратном порядке. Всё-таки запросы оборонки нередко служили локомотивом технического прогресса.
Ну а распространение гусеничных досок во многом будет зависеть от их покладистости. Иначе максимум, на что смогут надеяться создатели таких устройств, – это обеспечение весьма специфических соревнований по зубодробительным видам спорта. С благозвучным наименованием такого «гусеницебординга» в английском языке проблем не возникнет, поскольку и тут ключевым словом является «track».