Оставленный ночевать на улице скутер – лёгкая во всех смыслах добыча для угонщиков. И находятся чудаки, которые, чтобы не соблазнять воров, ухитряются затаскивать свой транспорт в городские квартиры. Вскоре такой отчаянный подвиг можно будет совершить чуточку проще. На рынок вышел мотороллер, который компактно складывается. Поскольку весит он всё равно как мешок цемента, а в дом заносится частями, задумку оценят даже изощрённые маргиналы. Быть может, только они одни.
Необычное творение показали французы на выставке мотоциклов, скутеров и велосипедов Intermot 2010, проходившей с 6 по 10 октября в Кёльне. Компания XOR Motors привезла на шоу электрический аппарат под названием XO2 и с говорящей приставкой Urban Transformer.
Во время поездки городской трансформер насчитывает в длину 1750 миллиметров, в ширину 760, в высоту 1100 мм. Но сложив этот скутер, можно получить нечто с габаритами 1020 х 420 х 700 мм соответственно. Нужно подкатить заднее колесо под брюхо аппарата, сложить седло и рулевую колонку…
В указанной последовательности действий не хватает одного элемента. Всё верно. Изюминка разработки — это съёмная литиево-полимерная батарея.
При движении этот блок играет роль пола скутера, но перед «сворачиванием» последнего мгновенно снимается, превращаясь в чемодан на колёсиках с выдвижной ручкой. Только после этого заднее колесо машины готово спрятаться между трубами рамы. По замыслу французов, сам «чемоданчик» легко прикатить в дом, поднять на лифте, довести до комнаты и воткнуть в обычную розетку.
Для сравнения стоит вспомнить проект складного электроскутера, экономящего место на городской парковке. Родился он в США ещё три года назад. Но дальше рабочего прототипа дело не пошло. Хотя в замысле было рациональное зерно. Ведь скутер – неплохой арендный транспорт для тесных мегаполисов.
Французы же поставили похожую машину на конвейер. Причём довели идею до логического завершения: предполагается, что владельцы XO2 будут забирать с собой в квартиры и офисы не только батарею, но и собственно сам скутер.
Создатели трансформера считают, что их изобретение люди будут брать с собой в поезда или грузить в багажники своих автомобилей. В таком случае самую длинную часть путешествия, мол, можно проделывать на «большом транспорте», а финальные километры — на проворной электрической раскладушке.
Новинка будет выпускаться в трёх версиях: XO2-50 CT, XO2-50 SP (Sport) и XO2-125 CT. Числа тут означают рабочий объём движка бензинового скутера, который по динамике был бы сравним с данной электрической моделью.
Максимальная скорость трёх аппаратов колеблется от 45 до 120 км/ч (по другим данным — лишь до 105). Время зарядки аккумулятора XO2 колеблется от 120 до 160 минут в зависимости от ёмкости. Последняя для младшей модели составляет 2,3 киловатт-часа, для средней 3 кВт-ч, а для самой быстрой и мощной — 4 кВт-ч.
Запас хода для первых двух мотороллеров равен 100 километрам (на их скромной максималке), а вот старший собрат, несмотря на самую тяжёлую и вместительную батарею, проезжает только 75 км, правда, на скорости 90 км/ч. Вполне прилично. И тут мы добрались до самого главного.
Полный вес скутеров XO2-50 CT, XO2-50 Sport и XO2-125 CT составляет 73, 77 и 83 килограмма, из которых на батарею-чемодан приходятся 21, 25 и 30 кило соответственно. Бензиновые 50-кубовые скутеры весят вполне сопоставимо, а 125-кубовые и того больше. Но для них возможность «взять с собой в поезд» или «оставить на ночь дома» номинально не предусмотрена.
Затаскивая своего двухколёсного друга по лестнице, владельцы XO2 наверняка не раз помянут недобрым словом конструкторов за излишнюю массу изделия.
Создатели XO2 считают его очень транспортабельным, между тем, судя по снимкам, катить Urban Transformer в сложенном виде не особенно-то и удобно. Поднимать же аппарат на руках и вовсе не здорово. И пусть для мотороллера, да ещё на электротяге, приведённые выше массы очень даже невелики, скромные эти числа могут на корню загубить всю красоту проекта.
Существует же альтернатива — складные электрические велосипеды. Их стоимость по масштабу сопоставима с ценой младшего XO2, технические данные — не намного хуже, а вес — существенно меньше. Да и нескладные электровелики в доме выглядеть должны органичнее, чем «упакованный» скутер.
Решать велосипеды могут те же задачи, но с меньшей нервотрёпкой. В лифт, к примеру, или в багажник машины такой аппарат затащить явно проще, чем XO2. А ещё на электровелосипеде можно продолжать движение, даже когда села батарея.
В общем, покупатели скутера-раскладушки захотят заплатить разве что за более высокую, чем у велосипеда, скорость и возможность двигаться в едином с автомобилями потоке. А сколько просит XOR Motors за своё складное чудо – не секрет.
Младшая, 2,5-киловаттная модель оценена в $2640 («пустой» мотороллер) плюс отдельно за батарею $2650, средняя — $2930 плюс $2790, а 8-киловаттная — $4320 + $4180. Два старших скутера уже доступны, а самый лёгкий появится в продаже в течение месяца.