Самолёт-робот ARES разложится в марсианском небе

ARES должен облететь южный район Марса, изобилующий пересечённым рельефом (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

Южные горные районы Красной планеты слишком опасны для марсоходов или посадочных модулей. С орбиты же не слишком многое разглядишь. Учёные нашли промежуточный вариант исследования этих гор. Через несколько лет в небе Марса появится первый робот-самолёт.

О том, что для той же цели предлагается использовать воздушные шары, мы уже рассказывали. Теперь вот самолёты.

Проект назван ARES, что является одновременно греческим именем бога войны, и акронимом «Воздушный экологический обзор регионального масштаба» (Aerial Regional-scale Environmental Survey).

Эта машина — один из нескольких планетарных роботов, которые американцы разрабатывают по программе Mars Scout. Скауты, по идее, должны быть сравнительно недороги, но эффективны.

Полёт первого марсианского самолёта первоначально намечался на 2007 год, но теперь, по информации Discovery Channel, в вышеназванном году к Марсу полетит новый посадочный аппарат.

Сайт же проекта называет предположительную дату полёта в атмосфере Марса — сентябрь 2008 года.

После спуска на парашюте раскрывается капсула, внутри которой находится самолёт. Он раскрывает крылья и оперение ещё на большой высоте (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

А пока создатели машины получили для продолжения исследовательской работы $7 миллионов на 2004-й год и ещё столько же на год 2005-й.

Задача инженеров непроста. Аппарат вообще не будет спускаться на поверхность планеты. Он войдёт в атмосферу Марса на космической скорости и затормозит при помощи специального огнеупорного щита, который после этого будет отброшен.

Затем наступит черёд парашюта, который ещё сильнее снизит скорость падения.

Камеры, магнитометры и спектрометры крылатого аппарата позволят изучить горные области планеты, в которых слишком рискованно сажать марсоходы (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

После отделения парашюта машина развернёт складные крылья и хвост, включит ракетный двигатель. К этому времени скорость аппарата упадёт до 220 километров в час.

По окончании перехода в горизонтальный полёт ARES разгонится примерно до 560 километров в час. Высота полёта составит 1,5 километра, а общее расстояние — примерно 680 километров. Научные данные будут сразу же отправлены на Землю.

Сам робот-самолёт, по понятным причинам, совершит на Красной планете «вынужденную посадку».

Полномасштабный прототип ARES уже готов (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

Среди прочего учёные намерены поймать в объективы вертикальные разрезы древних геологических слоёв Марса, этой каменной летописи, аналогичной земным слоям, наблюдаемым на стенах глубоких каньонов или отвесных скал.

Подробные задачи для самолёта ещё будут уточняться по результатам работы нынешних марсоходов, а также после начала работы на орбите Марса нового спутника, который американцы намерены вывести к Красной планете в 2005 году.

Внутренняя «начинка» марсианского самолёта (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

Однако уже известны некоторые приборы, которые будут установлены на марсианском самолёте. Это видеокамеры, магнитные сенсоры, ряд спектрометров, газоанализатор и измеритель концентрации водяного пара в атмосфере.

Сам аппарат построен почти по классической аэродинамической схеме — с крыльями размахом в 6,6 метра и задним оперением. Почти потому, что необычное заднее оперение, в виде перевёрнутой буквы V, выполняет роль и руля направления, и стабилизатора одновременно.

Заметим, полёт машины на небольшой высоте над поверхностью Марса будет аналогичен полёту в земной атмосфере на высоте 30 километров, если учитывать разреженную атмосферу.

Момент раскрытия крыльев во время испытаний модели в стратосфере (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov).

Правда, и гравитация на Марсе — примерно 38% от земной, что облегчит задачу самолёта удержаться в марсианском небе.

В 2002 году американцы уже сбрасывали с аэростата модель в половинном масштабе.

Аппарат прекрасно продемонстрировал автоматическое раскрытие крыльев, состоящих из трёх секций каждое, и успешно приземлился на посадочной полосе аэродрома.

При этом в течение полутора часов полёта машину вёл автопилот. Лишь на последних секундах, уже над аэродромом, человек на земле с пультом радиоуправления, перехватил команду машиной, обеспечив мягкое касание посадочной полосы.

На следующий, 2005-й, год запланирован испытательный спуск полномасштабной модели марсианского самолёта с аэростата, поднятого на высоту 33 километра.

Любопытно, что американские учёные обдумывают возможность применения в будущем аналогичных машин для исследования Венеры, Юпитера и Титана.



Марсоход Opportunity вырыл траншею и обнаружил странный грунт

18 февраля 2004

Шаттлы начнут летать не раньше января 2005 года

18 февраля 2004

Марсоход Spirit выбирает экзотические цели, связанные с водой

16 февраля 2004

Телескоп Hubble обнаружил первую галактику во Вселенной

16 февраля 2004

Учёные обнаружили алмаз диаметром 4 тысячи километров

16 февраля 2004