Говорит сотовая белка — двойной агент у аппарата

«Доктор, я звонила вам вчера, но ваша белка ответила, что...» — с Cellular Squirrel это реально (фото с сайта web.media.mit.edu).

Это неправильная белка — орешков не грызёт, песенок не поёт, в колесе не вертится. Но толку от неё, по идее, больше, чем от правильной. Потому что белка — робот, автономный интерактивный посредник. Она помогает человеку управлять его каналами мобильной коммуникации. Белка – секретарь.

Не подумайте, что идея родилась в головах весёлых студентов. У доктора Стефана Марти (Stefan Marti) более чем 15-летний опыт в различных областях. Он магистр и искусств, и психологии, и философии, и информатики. Науки Марти постигал в университете Бёрна (Universität Bern), а последние 8 лет он трудится в медиа-лаборатории Массачусетского технологического (MIT Media Lab).

Будем считать, что с доктором познакомились. Теперь о проекте: «Имеющиеся устройства для мобильной коммуникации не привлекают наше внимание соответствующим социальной ситуации способом. Они могут быть грубыми и навязчивыми, врываясь в нашу социальную деятельность, вроде важной встречи или званого обеда», — сообщает нам Марти (проще говоря, его не устраивают телефонные звонки).

«Чтобы изменить ситуацию к лучшему, я построил „Сотовую белку“ (Cellular Squirrel), — объясняет доктор, — это система, агент которой управляет моим мобильным телефоном. Агент воплощён в маленьком устройстве, личном „компаньоне“ пользователя».

Стефан Марти, похоже, гордится своим детищем (фото с сайта web.media.mit.edu).

По большому счёту, речь идёт, конечно же, не о белке. И не о попугае и кролике, которые предшествовали беличьему появлению. Вся эта «живность», неважно на кого и что похожая – попытка реализации проекта автономного интерактивного посредника (Autonomous Interactive Intermediary), по которому Марти защитил диссертацию.

Доктора огорчает, что нынешние мобильники, «пассивные коммуникационные порталы», не заботятся о нас должным образом. «Сотовая белка» была построена в стремлении добавить элементы человечности в эти бездушные устройства, чтобы сделать их более «социально приемлемыми».

Хорошо, теперь к сути. Представим себе стандартную ситуацию. Вы сидите с важными людьми в переговорной, беседуете о многомиллионных инвестициях в ваш бизнес. И вдруг, как в стишке, «у меня зазвонил телефон».

На спине у «Сотовой белки» застёжка-молния. Если её расстегнуть... (фото с сайта web.media.mit.edu).

Выбор невелик: или оставить потенциальных партнёров и принять звонок, или наоборот. Но что, если во втором случае вам хотят предложить несколько миллиардов? Вы же не знаете, кто это там дозванивается. Выходит, оба варианта не идеальны.

«Сотовая белка» – вариант №3. Когда звонков нет, она делает вид, что спит. Каждый поступивший запрос «пробуждает» робота, и он в полной, заметьте, тишине «берёт трубку» и прикладывает все усилия, чтобы разобраться в срочности и важности звонка.

По сути, Cellular Squirrel начинает разговор, пытаясь по тону, скорости произношения слов, общей возбуждённости звонящего и ключевым словам определить, стоит ли отвлекать хозяина.

Причём если номер «корреспондента» не числится в «белом» списке телефонной книги, белка не оставит ему ни единого шанса, но отправит соответствующее уведомление на голосовую почту.

Должно быть, анализ ключевых слов играет одну из главных ролей, ведь о миллиардах можно радостно кричать, тихо рыдать и невозмутимо гудеть – с одинаковым успехом.

Являясь двойным агентом, робот может разговаривать и по телефону, и с хозяином одновременно, будучи посредником между ними. Кроме того, устройство воспринимает и «невербальные реплики» хозяина, к примеру, пристальный взгляд и жесты.

Допустим, белка решила, что звонок всё-таки заслуживает ответа пользователя. Она изучает вид хозяина, и если телефон разговор приемлем, начинает привлекать его внимание.

Не издавая ни звука, Cellular Squirrel вертится на месте вокруг своей оси, машет головой, моргает. Чем важнее звонок, тем неистовее движется белка. Не заметить её, вроде бы, невозможно.

...А шкурку снять, обнаружится электромеханическая сущность интерактивного посредника (фото с сайта web.media.mit.edu).

Чтобы принять звонок, пользователь может сжать одну из «рук» — тогда включится модуль Bluetooth с микрофоном и громкоговорителем. Если белка сидит у человека на руках, она может прошептать ему информацию на ухо.

Для отказа следует сжать «ногу» (в конечностях имеются чувствительные к соприкосновению датчики) — странно, что не реализован удар кулаком по голове.

Пока что «Сотовая белка» – лишь экспериментальный прототип (несколько видеороликов на этой странице). Своих мозгов у неё нет – всё находится в компьютере, с которым робот связывается посредством того же Bluetooth. Но планируется, что в будущем белка всё сможет делать сама, в автономном режиме.

Сегодня трудно себе представить человека, который доверил бы входящие звонки белке-секретарю и носил бы её с собой на все важные встречи.

Однако перед нами опытный образец, демонстрирующий технологию. Да и вообще — облик интерактивного посредника не важен, он может выглядеть как носорог или пепельница.

Правда, вопрос о перспективах таких устройств остаётся открытым, ведь технологии для беззвучного общения по телефону (раз, два, три) наличия игрушечных посредников не предусматривают. Так что не исключено, что от правильной белки толку всё-таки больше.



Нановолноводы указывают путь в фотонный Интернет

23 мая 2005

Дизайнеры создали дополнительный нерв для приёма SMS

23 мая 2005

Создано универсальное оружие секретаря

14 мая 2005

Корейцы начали получать SMS от своих собак

13 мая 2005

Парень за месяц отправил 182 тысячи текстовых сообщений

12 мая 2005