Гигантский андроид на площади делит один голос на всех

Этот яркий проект поддержал целый ряд компаний и организаций, среди которых Европейский фонд культуры (European Culture Foundation) и лондонский Институт современного искусства (Institute of Contemporary Arts) (фото с сайта robovox.co.uk).

Даже в большой толпе такого красавца попробуй не услышать и не заметить: угловатая фигура восьми метров высотой, стоящая посреди городской площади и обладающая к тому же «железными голосовыми связками». Завидовать, впрочем, способностям огроменного робота не нужно: он практически беспомощен, а свой трубный глас отдаёт напрокат, причём бесплатно. Работа у него такая.

Интерактивная инсталляция RoboVox — детище словенского художника и дизайнера Мартина Брицеля (Martin Bricelj).

Здоровенный человекоподобный робот помогает людям быть услышанными. Как? Очень просто. RoboVox «встаёт» посреди какой-нибудь площади и ждёт SMS. Любой желающий может отправить сообщение на специальный номер, и робот тут же зачитает его вслух, да так, что будет слышно на десятки метров вокруг.

RoboVox в словенском Мариборе (Maribor). «Вокруг» робота были организованы «посиделки» с поеданием вкусностей и распитием «согревающих составов». На фото под заголовком, кстати, – тот же самый город (фотографии с сайта robovox.co.uk).

Какие сообщения ему приходится воспроизводить своим типичным «голосом робота» – зависит от фантазии прохожих. Это и политические лозунги, и рекламные объявления, и признания в любви. Тут, кстати, многих привлекает возможность сохранения анонимности.

Конечно, при помощи этого чудища можно просто найти потерявшегося человека («Маша, встречай меня у фонтана!»), но это будет слишком приземлённо. Автор прочит RoboVox более возвышенную миссию: сделать так, чтобы мысли и мнения разных людей не пропали втуне.

Скажете: есть же Интернет, с его блогами и форумами. Но, согласитесь, глас с неба – куда более экзотичен.

Монтаж RoboVox происходит вручную. Фактически, это скульптура с электрической начинкой. Главные фермы, проходящие внутри туловища и ног, служат строительными лесами. Справа: Мартин Брицель (фотографии с сайта robovox.co.uk).

История этого робота началась в 2006 году, а когда она закончится – никто сказать не может: как раз сейчас RoboVox совершает мировое турне. Очень неторопливо, надо сказать. Ещё бы, дойти до аэропорта и сесть в самолёт этот андроид не может, так что его хозяевам приходиться разбирать свою машину по кусочкам и заново монтировать на новом месте.

Интересно, что «отец» RoboVox Мартин Брицель никакого отношения к робототехнике не имеет. Зато он является служителем храма современного искусства. На его счету организация многочисленных фестивалей электронной музыки и выставок аудиовизуальных работ (и своих и коллег) не только в Европе, но и в других частях света — от Америки до Австралии.

Рецепт запишите: в начинку робота входят GSM-приёмник, синтезатор голоса и усилитель с динамиками. Иллюминация – по вкусу (фотографии с сайта robovox.co.uk).

Идея «железного гласа народа» посетила Брицеля, когда тот посещал Стокгольм. Как поясняет художник — «столицу плюрализма, равенства и свободы слова».

Там Мартин стал свидетелем трёх акций протеста, которые произвели на Брицеля «чрезвычайно сильное воздействие». Это были манифестации палестинцев, израильтян и иранцев.

Однако художник заметил, что после часов выкрикивания лозунгов силы манифестантов изрядно иссякли, а главное – ослаб и интерес прохожих.

Мы не раз видели гигантских роботов, созданных не инженерами, а художниками. Вспомним хотя бы творение японского кузнеца. Только главная изюминка RoboVox заключается вовсе не во внешности (фото с сайта robovox.co.uk).

Мартин подумал, что для пользы демократии было бы полезным подключить и окружающих к сему действу.

Но раздать всем людям на площади по мегафону было нереально, тогда-то Брицель и придумал трюк с сотовым телефоном, получающим SMS и динамиком, «зачитывающим» сообщения.

Только что вышедшая книга «RoboVox – Your Voice» придала проекту социокультурный и даже немного научный оттенок. В ней несколько авторов рассмотрели историю роботов в жизни, искусстве и литературе, изменения представлений о роботах, взаимодействие роботов и людей, развитие СМИ и влияние на них «толпы», а также – появление виртуальных сообществ (фото с сайта robovox.co.uk).

А поскольку эта техника должна была заменить нас в «весьма человеческом» деле, надлежало облечь идею в гуманоидную оболочку.

Построили RoboVox дизайнеры из художественной организации Code.Ep (одним из основателей которой является Мартин) и Музея временного искусства (Museum of Transitory Art). Оба этих творческих объединения расположены в Любляне.

(Любопытно, что ранее этот город подарил миру не менее примечательно изобретение — робота-нищего.)

Для воплощения замысла Брицелю пришлось привлечь также художников, программистов, инженеров из иных «контор», не только из Словении, но и из Британии.

Создатели RoboVox называют его первым в мире публичным монументом, перемещающимся из страны в страну, противопоставляя обычным памятникам (фотографии с сайта robovox.co.uk).

RoboVox уже посетил несколько городов. Так, прошлой осенью он побывал в Мариборе. А летом 2008 года гигантский робот устроил веселье в своей родной Любляне.

RoboVox пришёл сюда, как нетрудно догадаться, не в первый раз. Собственно, он тут и родился. Но только в 2006-м этот робот был ещё совсем маленьким — чуть выше первоклашки. С тех пор он заметно подрос, обзавёлся сияющими глазами и ртом.

RoboVox в Любляне, 2008 год. Внизу: команда RoboVox в датском Аальборге (Aalborg), 2007-й (фотографии с сайта robovox.co.uk).

В течение десяти июньских дней робот не только выполнял свои прямые обязанности (озвучивал текстовые сообщения), но также послужил украшением для нескольких культурных мероприятий, проводимых тут же. В частности, для фестиваля Pecha Kucha Night, который с 2003 года уже успел побывать в 142 городах мира.

«Печа куча» (Pecha Kucha), возможно, и звучит очень по-словенски, но происходит это название от японского обозначения звука разговора, болтовни («чит-чат»), а придумали этот формат встречи и презентации работ молодых художников и артистов англичанин Марк Дайтэм (Mark Dytham) и немка Астрид Кляйн (Astrid Klein), живущие в Японии.

RoboVox, «поднимающий» вопросы социального взаимодействия людей, в компании художников, артистов, музыкантов выглядел просто своим парнем.

«Печа куча» в Любляне. Среди прочего на «слёте» прозвучал доклад о роботах в литературе и кино как историческом контексте появления RoboVox (фотографии с сайта robovox.co.uk).

Итак, проверено Брицелем, если вам нужно привлечь внимание к своей акции протеста или рассказать миру о своей любви – срочно стройте восьмиметрового робота. Эффект будет, пожалуй, не хуже, чем от несогласных крыс и уж куда сильнее, чем от манекеноподобного робота-демонстранта.

Следующая остановка в турне RoboVox — Лондон. А в планах художников — Хельсинки, Барселона, Париж, Нью-Йорк, Роттердам, Берлин и несколько других городов. Одновременно с роботом на площади должны выступать музыканты из разных стран (авторы проекта уже выпустили подборку композиций, сыгранных специально для RoboVox во время предыдущих его появлений на публике).

А вот таким RoboVox (он справа) был в детстве (фото с сайта robovox.co.uk).

После завершения этого путешествия группа дизайнеров и художников, участвовавших в проекте, намерена выпустить сравнительный анализ сообщений, полученных роботом в разных частях света.

Так чисто художественный, казалось бы, проект перетёк в «занимательную социологию». Не удивительно – люди хотят быть услышанными, а творческих личностей из Любляны тема свободы слова волнует особенно сильно. Не зря RoboVox получил подзаголовок «Ваш голос».



Интернациональная психогеография: от сидения к ходьбе с помпой

3 октября 2008

Жёлтый снеговик-танцор поможет исследователям

2 октября 2008

Швейцарцы обнародовали андроида-портретиста

29 сентября 2008

Nissan построил робота со зрением шмеля

26 сентября 2008

Японская девочка-робот ездит на одном колесе

25 сентября 2008