Обнаружено применение скатами воды в качестве орудия труда

Пресноводные скаты, обитающие в тропических водах наподобие реки Амазонка, – кровные братья океанических. Как и акулы, они обладают хрящевым скелетом (фото Michael Kuba).

Учёные из Австрии и США под руководством профессора Майкла Кубы (Michael Kuba) из еврейского университета в Иерусалиме (HU) впервые запечатлели, как пресноводные скаты используют вспомогательные средства для решения задач. Получается, что проницательность данных животных раньше сильно недооценивали.

Согласно пресс-релизу HU, исследователи решили проверить познавательные способности южноамериканских пресноводных скатов (Potamotrygon castexi), смоделировав несколько ситуаций, в которых рыбам пришлось бы использовать струю воды, чтобы достать из глубины полой трубки еду. Обычно эксперименты такого уровня проводят с более развитыми существами, чаще всего – с обезьянами.

Скаты достаточно быстро поняли, чего от них хотят, и не только с блеском справлялись, но и продемонстрировали ряд стратегий решения задач. Как именно Potamotrygon castexi использует «орудие труда», можно посмотреть в этом ролике (файл MOV). Рыба также с успехом прошла тест на различение чёрного и белого концов трубки, безошибочно выбирая нужный.

Ранее скаты были в значительной степени изолированы от исследований в области когнитивных навыков по ряду причин – они более крупные и трудные для изучения, чем другие рыбы, кроме того, подобно акулам их часто считают «механизмами» с очень острыми рефлексами, но ограниченными познавательными способностями. Новые данные опровергают это суждение (фото Michael Kuba).

Внимание команды Кубы скаты привлекли, когда кто-то случайно заметил, как они используют струю воды, чтобы сбить на дно продовольствие, застрявшее среди растений на поверхности аквариума (подобно тому, как это делает рыба-лучник (Archerfish)).

В опубликованной в Animal Cognition статье, учёные предполагают, что когнитивные способности скатов могут не уступать аналогичным возможностям птиц, рептилий и млекопитающих.

Читайте также про рыбий счёт, дельфиньи «перчатки», приманку от хитрых косаток, инструмент для грызуна, а ещё про умнейших воронов и перфекционистов-шимпанзе.

Впервые описан гибрид животного и фотосинтезирующего растения