Чудо-улитка поможет создать фантастическую броню

Исследование свойств раковины провели учёные с кафедры материаловедения и инженерии Массачусетского технологического института (DMSE) вместе со специалистами компаний Raytheon и Asylum Research (фото Anders Waren, Swedish Museum of Natural History).

Изучив «биологический экзоскелет» брюхоногого моллюска, относительно недавно обнаруженного в глубинах Индийского океана, учёные заявили о заложенном в раковине существа огромном потенциале для разработки и усовершенствования несущих и защитных материалов.

Моллюск вида Crysomallon squamiferum был открыт в 2001 году на участке Kairei Hydrothermal Field, богатом гидротермальными источниками – чёрными курильщиками. Невиданного доселе гастропода поймали там на глубинах 2415-2460 метров, а для описания свойств его раковины достаточно привести заголовок пресс-релиза Национального научного фонда США: «Фантастическая броня чудо-улитки».

C. squamiferum защищён уникальной трёхслойной оболочкой: внутренний слой состоит преимущественно из кальция, средний толстый – это органика, а внешний «сделан» из сульфида железа. По словам исследователей, такой природной броне моллюск обязан непосредственно чёрным курильщикам с их высокой концентрацией сульфидов и металлов.

Когда учёные воспроизведут структуру брони Crysomallon squamiferum, нам обещают прогресс во многих областях: «от фюзеляжей самолётов до спортивного оборудования» (иллюстрация Zina Deretsky/NSF).

Изучая свойства оболочки, учёные провели ряд экспериментов в наномасштабе, создали компьютерные модели и имитировали атаки на «чудо-скорлупу» всяческих хищников, обитающих в том же, что и C. squamiferum регионе. Как выяснилось, «бронированный» моллюск многим своим врагам не по клешням и не по зубам: многофункциональная механическая защита отлично сопротивляется проникновению, гасит энергию, останавливает трещины, крепка на изгиб и растяжение, словом, представляет большой технологический интерес в свете целого ряда сфер гражданского и военного применения. Статья об открытии опубликована в открытом доступе в PNAS.

Читайте о раскрытии загадки рисунков на раковинах моллюсков и попытках воспроизвести материал, который обеспечивает этим существам такую крепкую природную защиту.

Американцы разработали самосборные солнечные батареи