Установлено превосходство капуцинов над человеком

Ранее мы уже рассказывали, как обезьяны-капуцины придирчиво выбирают камни, чтобы разбить орех, руководствуясь при этом накопленным за предыдущую жизнь опытом. Теперь выясняется, что и используют они их весьма искусно (фото UGA).

Новый эксперимент, проведённый учёными из лаборатории по изучению поведения приматов университета Джорджии (UGA), показал, что крохотные обезьянки дадут фору человеку в применении подручных средств, считай инструментов. Во всяком случае – в одной конкретной задаче.

В ходе исследования, результаты которого опубликованы в Animal Behavior, зоологи вначале позволили бразильским бородатым капуцинам (Cebus libidinosus) вволю поразбивать жёсткие пальмовые орехи, используя в качестве молотка их любимое орудие труда – камни. Исследователи скрупулёзно учли все детали процесса: вес отдельных орехов, технику удара, размеры камней и тип поверхности у «наковальни».

Большинство взрослых обезьян показали осведомлённость в том, что если положить орех в углубление, а не на ровную поверхность, его удастся разбить быстрее. Самый способный из капуцинов сумел расколоть 15 орехов за 100 ударов (то есть примерно по 6,6 удара на каждый).

«Техника разбивания орехов бородатыми капуцинами – яркий пример пластического поведения у животных, где требуются годы тренировки для достижения эффекта», – говорит Дороти Фрагаши (Dorothy Fragaszy), руководитель исследования. На снимках: взрослые самка (a) и самец (b) бородатого капуцина увлечённо разбивают орехи (фото Elisabetta Visalberghi).

Затем наступила вторая фаза эксперимента: учёные предложили взрослому мужчине, используя те же самые инструменты и орехи того же типа, посоревноваться с обезьянками. И здесь человеку пришлось признать поражение – за 563 удара он расколол всего 81 орех целиком и 28 частично. При этом средняя эффективность составила 16,1 и 42,4 удара на каждый орех соответственно, несмотря на очевидное превосходство и в интеллекте, и в физической силе.

Ранее капуцины показали способность обманывать сородичей, требовать справедливости и помогать инвалидам. Читайте также новейшие данные об использовании «орудий труда» воронами, осьминогами и пресноводными скатами.

Открыта эффективность инструментов воронов в дикой природе