Плесневый гриб воспроизвёл карту токийской железной дороги

Слизевик относится к одноклеточным, которые можно увидеть невооружённым глазом (фото Jonatha Gott/Center for RNA Molecular Biology, Case Western Reserve University).

Выращенный на карте окрестностей Токио слизевик вида Physarum polycephalum самостоятельно организовался в сеть, поразительно сходную с сетью железных дорог в этом районе. Способность миксомицета без всякой математики оптимально распределять связи между важными точками, по мнению учёных, открывает путь к неожиданному способу проектирования транспортных систем.

Слизевики часто встречаются внутри гнилой древесины. Когда грибы обнаруживают бактерии или споры, они выбрасывают жгутики протоплазмы, переваривая добычу. Слизевики растут, трансформируясь в эффективную сеть тонких трубок, расширяющуюся в сторону с большим количеством питательных веществ.

Ещё в 2000 году исследователь Тосиюки Накагаки (Toshiyuki Nakagaki) и его коллеги из университета Хоккайдо (Hokkaido University) экспериментально показали, что Physarum polycephalum умеет находить кратчайший выход из лабиринта, за что в 2008 году команда японцев получила Игнобелевскую премию по когнитологии.

Но теперь международная группа исследователей, в которую входил всё тот же Накагаки плюс его коллеги из университетов Хоккайдо, Оксфорда (University of Oxford) и Хиросимы (Hiroshima University), решила выяснить, помогут ли «интеллектуальные способности» слизевику найти верное решение в ситуации, когда требуется сбалансированно распределить усилия между несколькими целями.

Такая комбинаторная задача, по мнению авторов эксперимента, сходна с проектированием сети железных дорог. Соединение каждой точки со всеми остальными слишком расточительно, хотя для пассажиров оно означает кратчайшее путешествие в любой другой. Выстраивание же прямых связок между крупными пунктами зачастую означает большие «крюки» при поездках между второстепенными станциями. Нужен компромисс. А сравнить его можно с решением, которое уже было найдено людьми.

Потому японцы и британцы взяли подложку из агара и разложили на ней кусочки овсяных хлопьев (лакомство для слизевика) так, чтобы те представляли собой точную карту городов, лежащих вокруг японской столицы. Слизевик поместили в центр — он играл роль самого Токио. Через 26 часов организм соединил трубками все вкусные «города», причём рациональным способом. Опыт повторили несколько раз, и в очень многих случаях карта выростов слизевика неплохо совпадала с картой железнодорожных линий вокруг Токио.

Слизевик на старте, через 5, 11 и 26 часов (фото Science/AAAS).

Авторы исследования считают, что если выстроить компьютерную модель поведения данного организма, она поможет в дальнейшем находить оптимальные решения при проектировании транспортных сетей. Детали этого забавного опыта можно найти в статье в журнале Science.

Один из вариантов сети грибка и сравнение её графики (справа ввверху) со схемой железных дорог (справа внизу) (фото Science/AAAS).

Заметим, Physarum polycephalum далеко не первый раз используется в экспериментах, в которых ценными оказываются мобильные возможности слизевика, а также его «разумная» реакция на изменения окружающих условий (наличие или отсутствие пищи, свет). Так, в 2006 году британо-японская команда учёных и инженеров заставила слизевика управлять подвижным роботом.



Установлено превосходство капуцинов над человеком

21 января 2010

Открыт антираковый эффект шизофрении

21 января 2010

Обнаружена способность сперматозоидов узнавать друг друга

21 января 2010

Зверей Мадагаскара прибило к острову волной удачи

21 января 2010

Открыта эффективность инструментов воронов в дикой природе

20 января 2010