Луне предстоит встреча с большим китайским оптимизмом

Судя по решительности руководства Китайского управления по космическим исследованиям и уже достигнутым успехам, Луна вполне может покориться уроженцам Поднебесной (иллюстрация с сайта astronautix.com).

Никакой тайны из того, что собирается стать космической супердержавой, Китай не делает. На 2005 год запланирована вторая пилотируемая миссия, на 2007-й отправка корабля на Луну, к 2020-му завершение строительства собственной космической станции. Всё это подтвердил главный по космосу человек в Китае.

Поднебесной давно пора было открыто высказаться по поводу своей космической программы, как это сделали американцы (Джордж Буш) и европейцы (Франко Онгаро).

И вот Сунь Лайянь (Sun Laiyan), назначенный руководителем Китайского управления по космическим исследованиям (China National Space Administration — CNSA) в апреле 2004 года, дал интервью английским журналистам из BBC — это один из первых его разговоров с западным СМИ.

Космос — двигатель прогресса

«Освоение космоса требует очень высоких технологий. И они важны для национальной экономики и социального развития. Мы не откажемся от покорения космического пространства только потому, что другие страны уже это сделали.

Мы должны иметь эти технологии, чтобы помочь прогрессу в других направлениях, например, материальной науке, компьютерах и естествознании».

Сунь Лайянь даёт интервью журналистам корейской телекомпании KBS (фото с сайта cnsa.gov.cn).

О сотрудничестве с другими странами

«Мы рассматриваем исследование космоса, как совместное предприятие для всего рода человеческого. Познание неизвестного заложено в самой нашей природе. И мы за международное сотрудничество, но сначала мы должны развить собственные технологии.

Если мы этого не сделаем, то не получим равного статуса с другими нациями. На нашем пятом космическом корабле мы отправили в космос флаг ООН, который показал нашу готовность к международному сотрудничеству».

Об американцах, не желающих видеть Китай на МКС

«Эта космическая станция строится уже много лет, и здесь были некоторые исторические проблемы. Мы хотим общаться и работать вместе с NASA, но наш принцип — равноправие и взаимовыгодное сотрудничество. Хотя Китай — развивающаяся страна, мы никогда не будем просить».

10 января 2001 года. Старт ракеты-носителя «Шэньчжоу-2» (фото с сайта cnn.com).

О собственной космической станции

«Мы продолжим развивать нашу космическую программу пилотируемых полётов. Пока мы отправили в космос только одного астронавта, но в будущем пошлём двух или трёх.

В целом же будем следовать общепринятой мировой практике: выход астронавтов в открытый космос, стыковка кораблей и, в конечном счёте, космическая лаборатория и космическая станция».

Первый китайский астронавт Ян Ливэй (Yang Liwei) за несколько лет до исторического полёта с флагом своей страны в российском Центре подготовки космонавтов имени Гагарина (фото с сайта spacedaily.com).

Об отправке в космос женщин

Пока мы отбираем в астронавты мужчин, которые по своему физическому состоянию находятся на пике пригодности к полётам.

На начальных стадиях реализации космических программ СССР и США набирали астронавтов из военно-воздушных сил. Но теперь они проводят больше исследований, поскольку их астронавты нередко являются инженерами или учёными.

На следующих этапах наши астронавты тоже будут учёными, и мы рассматриваем возможность отправки в космос представительниц прекрасного пола, что будет предметом гордости китайских женщин, поднимет их дух.

Это очень важная причина для гендерного равенства. У нас работает много превосходных женщин-инженеров, так что, если они чувствуют себя пригодными для космоса, то могут начинать готовиться".

(8 марта 2004 года правительство Китая разрешило женщинам участвовать в пилотируемых космических миссиях, — прим. ред.).

Ян Ливэй в космосе (фото с сайта dagbladet.no).

О расходах страны на космос

«Наши расходы на космическую программу относительно невелики. Наш бюджет на пять лет — 10 миллиардов юаней ($1,2 миллиарда) — это меньше 0,03% от валового внутреннего продукта.

В первую очередь мы, конечно, должны решить насущные проблемы, но для этого нам необходимы как раз космические технологии, например, наши спутники связи помогут в реализации долгосрочных проектов по образованию, здравоохранению и так далее».

Китайские ракеты трудно спутать с чьими-либо другими (иллюстрация с сайта cndyorks.gn.apc.org).

О полётах на Луну

«Для начала мы попробуем отправить туда беспилотный космический корабль в 2007 году (то же самое в то же время собираются сделать американцы — прим. ред.). Следующий шаг — отправка беспилотного аппарата, который облетит вокруг Луны, приземлится на её поверхности и пришлёт нам данные. Третий шаг — сбор на Луне образцов и доставка их на Землю».

Об интернационализации космоса

«Мы хотим достичь дружественной международной кооперации, которая у нас уже налажена с такими странами как Бразилия.

Мы учредили китайско-немецкую аэрокосмическую компанию, а также сотрудничаем с Францией и Европейским космическим агентством. Кроме того, мы разрабатываем азиатские спутники.

В Пекине с космосом можно столкнуться даже на железнодорожной станции (фото AFP).

В будущее мы смотрим с большим оптимизмом — космос не будет монополизирован только несколькими странами. Много развивающихся стран, вроде Таиланда и Малайзии, обращают всё больше внимания на свои космические программы», — сообщил Сунь Лайянь.

Так или иначе, первый китайский полёт на спутник Земли должен произойти прежде, чем Пекин начнёт принимать гостей Олимпийских Игр через четыре года.

Солнце проявляет невиданную за тысячу лет активность