Выдвинута гипотеза рождения Луны в ядерном взрыве

Геореакторы, подобные тому, что мог спровоцировать возникновение Луны, как известно, существовали – например, в республике Габон в Западной Африке подобный реактор (конечно, не доходивший до взрыва) действовал между 2 и 1,5 миллиардами лет назад (иллюстрация Theo Barten).

Оригинальную гипотезу происхождения спутника нашей планеты предложили специалисты из университета Западной капской провинции (UWC) и Амстердамского свободного университета (VU Amsterdam). Они считают, что Луна сформировалась после стихийного ядерного взрыва в недрах нашей планеты.

Наиболее широко распространённая (и продуманная) гипотеза происхождения Луны от удара космического тела, не очень хорошо выдерживает проверку компьютерным моделированием. Согласно расчётам, 80% состава спутника в этом случае должно было бы иметь инородное происхождение (от тела-молотка) и только 20 – «земное», однако соотношение изотопов лёгких и тяжёлых элементов в породах Луны практически идентично земному.

Новая версия, предложенная голландцами, основывается на гипотезе, выдвинутой ещё в 1879 году Джорджем Дарвином (сыном Чарльза). Мол, на заре своей истории расплавленная Земля вращалась так быстро, что гравитация не так уж сильно превосходила центробежные силы. В подобных условиях даже сравнительно «небольшой» (по меркам планеты) толчок мог выбить часть вещества на орбиту, где этот выброс и стал Луной. В то время гипотезу отвергли, потому что никто не мог себе представить источник энергии подобной мощи.

Роб де Мейер (Rob de Meijer) и Вим ван Вестренен (Wim van Westrenen) считают, что при описанной картине развития событий тяжёлые элементы, такие как торий и уран, должны были сосредоточиться в экваториальной плоскости и мантии планеты. При достаточно высокой концентрации данных элементов это привело бы к сверхкритической цепной ядерной реакции. Этот естественный взрыв, по новой версии, и подтолкнул часть вещества не остывшего ещё тела в космос.

Исследователи думают, что такая гипотеза объясняет похожесть изотопного состава, и даже предлагают это проверить путём поиска на Луне таких элементов-маркеров, как ксенон-136 и гелий-3, которые непременно должны были быть произведены геореактором. Правда, подтверждение может быть затруднено деятельностью солнечного ветра, который был в силах занести эти элементы на спутник уже в более позднее время. (Статья учёных опубликована в Earth and Planetary Astrophysics, её же можно прочесть в PDF-документе.)

Объяснена загадка отличия Каллисто от Ганимеда