Открыта месть фиговых деревьев осам-мошенникам

Более 700 видов фиговых деревьев плодотворно «сотрудничают» с осами – практически каждому виду растения соответствует отдельный вид насекомого-опылителя (фото Christian Ziegler).

Фиговые деревья и осы давно выработали своеобразный кодекс помощи друг другу – за возможность откладывать свои яйца в плоды, чтобы в них развивались личинки, насекомые опыляют фиги. А что бывает, когда осы жульничают, раскрыли учёные из университета Корнелла (Cornell University) и Смитсонианского института тропических исследований (STRI).

В ходе экспериментов биологи оценили способности шести различных пар «оса – смоковница» к регулированию ситуации обмана — когда оса не выполняет свою часть договора, откладывая личинку, но не опыляя при этом растение.

Как сообщается в пресс-релизе, наблюдения показали: после обнаружения мошенничества фига наказывает насекомое, сбрасывая несозревший плод с личинкой на землю, где та погибает.

По мнению специалистов, такие «санкции» свидетельствуют о длительной эволюции симбиотических отношений двух видов, шедшей почти 80 миллионов лет. Тонкий механизм поддержания «честности» позволяет сохранять союз, так как исключает возможность эгоистического использования одного партнёра другим.

Статья исследователей опубликована в PNAS (ещё её можно прочесть здесь, в формате PDF-документа). Читайте также, как с мошенничеством справляются амёбы, капуцины, орангутаны, шершни и муравьи.

Прояснено происхождение нелетающих птиц