Обнаружен самый древний птицеподобный динозавр

Двуногий хищник при жизни был около 2 метров в длину и весил примерно 15 килограммов (иллюстрация Portia Sloan).

Палеонтологи из университета Джорджа Вашингтона (George Washington University) нашли в пустыне Гоби окаменелость динозавра возрастом 160 миллионов лет. Позже оказалось, что он является самым древним представителем группы ящеров, заполучивших птичий облик независимо от птиц.

Нового динозавра назвали Haplocheirus sollers (что означает примерно следующее – «простая умелая рука»). Ящер обладал короткими мощными передними конечностями, на одной из которых имелся длинный коготь (о другом таком динозавре мы рассказывали). Вероятно, с его помощью H. sollers разрывал землю и доставал оттуда насекомых и прочую мелкую добычу – на подобный рацион «намекают» зубы окаменелости.

Но больший интерес вызывают не эти факты, а родственные связи ископаемого динозавра. Учёные установили, что ящер относится к семейству альваресзаврид. Возраст прежнего самого древнего динозавра этой группы составлял 63 миллиона лет. H. sollers куда как старше. Окаменелость свидетельствует о том, что такие динозавры жили ещё во времена поздней юры.

«Этот ящер является переходным звеном, показывающим, как необычные конечности альваресзаврид эволюционировали из обычных „рук“ ранних хищных динозавров», — рассказывает один из исследователей Джона Шуанир (Jonah Choiniere).

Из-за большого количества скелетных схожестей с птицами альваресзаврид часто относили к нелетающим предкам современных пернатых. В статье в журнале Science палеонтологи пишут: теперь выясняется, что, несмотря на это, H. sollers и его потомки эволюционировали параллельно с птицами.

Профессор Син Сюй (слева) и его ассистент изучают новую находку. Внизу окаменелость и примерный внешний вид H. sollers (фото и иллюстрация GW University, Reuters).

Нынешнюю окаменелость обнаружили в 2004 году. Любопытно, что в ходе той же экспедиции были раскопаны и другие значимые находки: маленький проворный родственник крокодилов Junggarsuchus sloani, самый древний рогатый ящер Yinlong downsi, один из самых ранних тираннозавров Guanlong wucaii и несколько скелетов необычных беззубых динозавров Limusaurus inextricabilis (о них мы рассказывали в этом материале).

Научной вылазкой руководили доктор Джеймс Кларк (James Clark) из университета Джорджа Вашингтона и доктор Син Сюй (Xing Xu) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук (IVPP).

«Мы хотели найти близкого птицам теропода, а в результате нашей самой ценной находкой стал именно H. sollers», — рассказывает Кларк в пресс-релизе университета.

Читайте также о маленьком птицеподобном динозавре и самом древнем пернатом динозавре, а ещё о том, как было обнаружено, что тероподы по-птичьи разворачивают лапы.

Найден самый зубастый тираннозаврид