Мёртвые ланцетники помогли вскрыть ошибки палеонтологов

Четыре стадии гниения ланцетника, показывающие изменения «назад во времени» в процессе распада (фото Mark Purnell et al./University of Leicester).

Как выяснилось, до сих пор при анализе ископаемых останков исследователи не учитывали факторы, уничтожающие наиболее важные признаки того или иного вида. Открытие специалистов из университета Лестера (University of Leicester) фактически требует пересмотра подходов к реконструкции облика многих древних животных.

Всё это время учёные полагали, что разложение тканей после отмирания происходит равномерно и различные органы подвержены гниению примерно в равной степени. Теперь британским специалистам удалось привести доказательства, что при разложении тканей всегда первыми исчезают признаки, уникальные для данного вида.

«Мы пытались узнать, отсутствует ли тот или иной признак у окаменелости по той причине, что это животное им никогда и не обладало, или потому что он был утерян при разложении трупа», – говорит руководитель исследования Марк Пёрнелл (Mark Purnell). – Как выяснилось, в случае если у нас на руках только окаменелости костных тканей, устойчивых к разложению, следует проявлять крайнюю осторожность в выводах" (фото Mark Purnell et al./University of Leicester).

Как сообщается в пресс-релизе университета, в своей работе учёные в основном штудировали процессы гниения и разложения мягких тканей ланцетников (amphioxus), примитивных представителей хордовых. Было обнаружено, что по мере разложения трупов этих современных животных признаки, появившиеся на поздних этапах эволюции, исчезали первыми. Последней же начала гнить наиболее древняя черта ланцетников – сама хорда, заменяющая им позвоночник.

Иными словами, исследование британцев затрагивает важные аспекты самого палеонтологического метода, утверждая необходимость пересмотра огромного количества ранее найденных ископаемых. Особое значение открытие имеет для интерпретации окаменелостей древних хордовых — единственного прямого источника информации о происхождении позвоночных. (Статья учёных опубликована в Nature, также её можно прочесть в формате PDF-документа.)

Ранее мы рассказывали, как необычные ископаемые прояснили эволюцию среднего уха и продемонстрировали уникальную сохранность биологических тканей. Читайте также о найденной мумии динозавра.

Кровь юных особей инициировала омоложение старой