Шаттл повёз на МКС гигантский купол

Это был последний ночной старт американских челноков (фото NASA/Jim Grossmann).

8 февраля в 12:14 по московскому времени шаттл Endeavour успешно стартовал к МКС, дав начало одной из последних миссий (STS-130) в истории челноков.

Строительство Международной космической станции близится к завершению. Осталось не так уж много ключевых стартов, и среди них — нынешний полёт «Эндевора». Главная его задача — доставка модуля Tranquility (он же Node 3) с большим обзорным куполом Cupola.

Отсек Tranquility предоставит экипажу станции дополнительное обитаемое пространство. Он оснащён важными элементами жизнеобеспечения (очистка воздуха, генерация кислорода, рециркуляция воды) и оборудован дополнительным туалетом. Сюда же будет перемещена беговая дорожка, доставленная на МКС в один из прошлогодних рейсов челноков.

Что до купола, то в первую очередь он послужит постом наблюдения за работами вне стен станции. Но кроме того Cupola будет с радостью принят астронавтами и космонавтами как место для простого созерцания нашей голубой планеты (на станции купол будет смотреть точно вниз).

Обзор Cupola предоставит уникальный: при максимальном диаметре около 3 метров и высоте в 1,5 м купол оснащён шестью трапециевидными иллюминаторами по бокам и одним круглым окном на вершине. Последнее стекло насчитывает в диаметре почти 80 сантиметров, что делает его самым крупным окном, когда-либо сделанным для космического аппарата.

Новый модуль МКС построен для NASA итальянской компанией Thales Alenia Space. Он насчитывает в длину 7 метров, в диаметре – 4,6 м, а весит 14 тонн. Стыковочные узлы Tranquility в дальнейшем могут быть использованы в качестве портов для будущих кораблей или для дополнительных модулей станции. Внизу: вид изнутри Cupola (иллюстрация ESA, wikipedia.org).

Экипажу шаттла под руководством командира Джорджа Замка (George Zamka) предстоит провести на орбите 13 дней. Среди прочего они должны будут выполнить три выхода в открытый космос, чтобы помочь соединить новый отсек с орбитальной станцией. Кроме того, сейчас элемент Cupola расположен на торце Tranquility, и лишь после стыковки со станцией астронавты демонтируют купол и переставят его на постоянное место — надирный порт того же самого модуля.

Кстати, имя Tranquility было дано новому отсеку станции в честь недавнего юбилея высадки экипажа Apollo 11 в море Спокойствия.

Астрономы открыли покраснение Плутона