Найден ген освоения почвы у растений

Известно, что такие культуры, как «длинноволосые» ячмень и пшеница, будучи выращенными на бедных фосфатом почвах, дают урожайность куда выше, чем виды с более короткими волосками (фото Keke Yi et al./Nature).

Открытие, которое может помочь в создании приспособленных к бедной почве культур злаков, совершила команда учёных во главе со специалистами Оксфорда (University of Oxford). Важнейший здесь момент – волоски на корнях (root hairs), своеобразный «ресурсоискатель» растения.

Корневые волоски постоянно зондируют почву, выпуская миниатюрные струйки кислот и других химических веществ, расщепляющих скалистые минералы, от которых остаются ценные питательные вещества, такие как необходимые для роста растений железо и фосфаты.

Как сообщается в пресс-релизе университета, специалистам впервые удалось найти механизм, контролирующий специализированные «волосяные клетки», отвечающие за длину волосков. Принцип гена, известного как RSL4, прост: данные клетки растут, когда он включён.

Большинство почвы в Австралии, обширные районы к югу от Сахары и 30% территории Китая не используются для сельского хозяйства из-за неспособности растений извлечь достаточно фосфатов и железа из почвы. Генная инженерия тут может сказать своё веское слово (фото Tropenmuseum).

«Этот ген не только ключевой регулятор роста, но и важный винтик в механизме, который растения используют, чтобы справиться с нехваткой питательных веществ», — говорит ведущий автор исследования Лиам Долан (Liam Dolan).

По мнению специалистов, в будущем возможно использование потенциала RSL4 для выведения сортов растений, которые будут иметь повышенную урожайность на бедных почвах. Дополнительным преимуществом такого подхода окажется уменьшение количества удобрений, загрязняющих озёра и реки.

Статья учёных опубликована в Nature Genetics (смотрите также PDF-документ). Ранее мы рассказывали про модифицированный рис-эконом и открытие белка подземного ориентирования у корней.

Расшифрована ДНК мезолитического тура