Найден белок очистки краткосрочной памяти

«Молекулярным основам кратковременной памяти не уделяется достаточно внимания со стороны неврологии, – говорит ведущий автор работы Йи Чжун (Yi Zhong). – Наш эксперимент оспорил бытовавшее до того представление об исчезновении краткой памяти как пассивном процессе распада» (фото CSHL).

Только что приобретённая информация, например новое имя или телефонный номер, гораздо легче вылетает из головы, чем то, что мы уже некоторое время помним. Теперь известный всем повседневный опыт получил научное объяснение благодаря команде неврологов из американской лаборатории в Колд Спринг Харбор (CSHL) и университета Тсинхуа (Tsinghua University).

Как сообщают исследователи, в ходе опытов над плодовыми мушками-дрозофилами им удалось выявить три основных типа потери кратковременной памяти. Несмотря на то что они различаются по быстроте и причине забывания, механизм во всех случаях один – проявление активности в грибовидном теле насекомого протеина, известного под названием Rac.

Генетически изменённые мушки, у которых в мозгу активность белка была повышена, в процессе лабораторного эксперимента гораздо быстрее забывали искусственно созданные неприятные запахи, натыкаясь на них снова и снова. Биологам также удалось успешно обратить процесс вспять – блокировка активности Rac вызвала улучшение кратковременной памяти и продление её у подопытных мушек с обычных трёх часов до почти целых суток.

Грибовидные тела (corpora pedunculata) – парные структуры в мозге насекомых и других членистоногих, состоящие из нескольких нейронных слоёв, прообраз мозговой коры. Их основная роль заключена в выработке ассоциаций (иллюстрация Yi Zhong et al./Cell).

Про Rac уже было выяснено, что он – своеобразный молекулярный выключатель, который регулирует разнообразные сигнальные пути внутри клетокк, а также перестраивает актин в клеточном цитоскелете. С последней его способностью, как предполагают исследователи, каким-то образом связана и роль белка в стирании кратковременной памяти.

Учёные уточняют, что Rac не затрагивает механизмы, участвующие в формировании долговременных воспоминаний. Как было установлено ранее, за это, скорее всего, ответственен миозин Vb. Результаты же нового исследования опубликованы в журнале Cell.

Ранее мы рассказывали про опыт искусственного стирания памяти и пользу от подобного «удаления данных». Узнайте также про молекулярный механизм запоминания во сне и то, как сон прочищает мозги.

Слепые люди используют визуальную кору для слуха