У земноводных впервые обнаружена моногамия

R. imitator эволюционировали под окраску R. variabilis (фото Jason Brown).

Лягушки, саламандры и прочие земноводные – не слишком верные любовники: после оплодотворения икринок самец и самка обычно расстаются навсегда. Однако Кайл Саммерс (Kyle Summers) и его коллеги из университета Восточной Каролины обнаружили один вид лягушек, которые «сохраняют семью».

Белыми воронами оказались перуанские ядовитые лягушки вида Ranitomeya imitator. Причиной их моногамии стало, судя по всему, не что иное, как забота о потомстве. Но обо всём по порядку.

Саммерс и Джейсон Браун (Jason Brown) изучали два внешне схожих вида лягушек: R. imitator и R. variabilis. Они не только обладают почти одинаковым ярким окрасом, ядовитой кожей и небольшим туловищем, но и спариваются, а также поначалу заботятся о потомстве схожим образом.

Когда самка откладывает икринки на лист растения, самец оплодотворяет их. Затем, после того как вылупляется потомство, самец переносит каждого головастика на своей спине в близлежащую небольшую лужицу. После самец охраняет территорию вокруг каждого из своих детишек.

Различия начинаются в поведении самок. R. variabilis почти сразу сбегают, в то время как мамаши R. imitator периодически возвращаются к подросшей и разложенной по «водоёмам» кладке.

В течение нескольких месяцев примерно раз в неделю самец призывает самку, чтобы та отложила в воду (чаще всего это чашечка, образованная листьями бромелиевых) неоплодотворённое яйцо. Оно становится пищей для подрастающего поколения.

Учёные связали различия в родительском поведении с имеющимися в наличии лягушек ресурсами. В своей статье в журнале The American Naturalist авторы отмечают, что R. variabilis переносят головастиков в довольно крупные водоёмы, где запасов полезных веществ гораздо больше, чем, к примеру, в розетках из листьев бромелиевых.

В результате у самок этого вида нет нужды возвращаться и подкармливать потомство. Они выживут и без этой помощи. Головастикам R. imitator сложнее.

На фото вверху: самец R. imitator переносит на своей спине головастика в его персональную лужицу, где детёныш будет взрослеть и набираться сил. Внизу: отец и мать R. imitator охраняют пристанище головастика, в которое самка только что отложила неоплодотворённое яйцо (фото Jason Brown).

Биологи решили проверить, насколько распространено подобное поведение, и изучили 404 вида лягушек, о которых было известно, как они выполняют свой родительский долг и в каких лужицах выращивают своё потомство.

Оказалось, что во всех случаях, когда речь шла о маленьких «прудиках», оба партнёра гораздо больше заботились о потомстве и мать откармливала головастиков неоплодотворёнными яйцами.

Однако присутствие обоих родителей R. imitator не говорит об их моногамии, поэтому учёные проверили верность лягушек при помощи ДНК-теста (сравнили генетический код их самих и потомства). Так выяснилось, что в 11 случаях из 12 пары были верны друг другу на протяжении всего сезона спаривания.

Пока не понятно, что именно привело к переходу от совместного воспитания к моногамии и выгодно ли такое поведение с эволюционной точки зрения. (Узнайте также о странных особенностях заботы о потомстве у динозавров, пиявок, рыб-игл и расписных малюров.)

Генетики получили мышь с человеческой печенью