Начата лазерная реставрация шедевров Ренессанса

С помощью новой технологии авторам опыта удалось успешно очистить изображение ангела на стене капеллы Santa Maria de la Scalla (фото Salvatore Siano/ACS).

Технологию удаления грязи и сажи со старых образцов живописи, похожую на лазерное сведение татуировок, успешно опробовал на нескольких классических полотнах и бронзовых изваяниях Сальваторе Сиано (Salvatore Siano) из флорентийского института прикладной физики.

Метод, известный как лазерная абляция, развивается и приобретает всё большее распространение в мире искусства. Суть этой технологии — удаление вещества с поверхности лазерным импульсом низкой мощности. Над облучаемой поверхностью при этом образуется слабая плазма.

Что любопытно, метод лазерной очистки десятилетие назад стали применять именно реставраторы – ещё до приобретения им популярности как способа удаления татуировок или выведения красок. По словам учёных, абляция тут гораздо предпочтительнее химических или механических средств, воздействие которых может иметь непредвиденные последствия.

Слева: одним из наиболее впечатляющих образцов применения учёным метода абляции стала статуя Давида работы Донателло (вверху показан микроснимок, на котором видны частицы примесей). Справа: фрагмент «Райских врат» Лоренцо Гиберти до (вверху) и после очистки (фото Salvatore Siano/ACS).

Выглядит всё достаточно просто: грязь и другие материалы, составляющие корку на поверхности холста, перегреваются и испаряются. Однако малейшее «передерживание» опасно для картины. «Порой даже кратковременное нагревание может дать вредный эффект», – говорит Сиано. При помещении под воду действие лазера усиливается, но по понятным причинам это подходит лишь для очистки монет или статуй.

Помимо умения бережно обращаться с лазером есть другая проблема – собственно наличие самого устройства. Сальваторе утверждает, что подобрать нужный, удовлетворяющий всем условиям прибор не проще, чем построить такой самому. Сиано намерен продолжать развитие технологии, чтобы в будущем дать новую жизнь деликатным краскам станковой живописи. Одними из первых кандидатов на лазерную реставрацию могут стать работы Боттичелли.

На этой фреске из подземелья в замке города Кварт (Quart) с помощью лазерной абляции восстановили красный и чёрный цвета (фото Salvatore Siano/ACS).

Более подробно узнать о методе Сальваторе и посмотреть примеры восстановленных им памятников Ренессанса можно в статье, опубликованной в открытом доступе журналом Accounts of Chemical Research. Прочтите также о том, как реставрации живописи помог ускоритель частиц.



Тайна улыбки Моны Лизы разгадана по-новому

23 октября 2009

Старая работа Ван Гога найдена под новым пейзажем

1 августа 2008

Парижский инженер отсканировал настоящую Джоконду

23 октября 2007

Фермеры перенесли укиё-э на рисовые плантации

6 августа 2007

Драгоценное мороженое продаётся за миллион долларов

13 июня 2007