Технологию удаления грязи и сажи со старых образцов живописи, похожую на лазерное сведение татуировок, успешно опробовал на нескольких классических полотнах и бронзовых изваяниях Сальваторе Сиано (Salvatore Siano) из флорентийского института прикладной физики.
Метод, известный как лазерная абляция, развивается и приобретает всё большее распространение в мире искусства. Суть этой технологии — удаление вещества с поверхности лазерным импульсом низкой мощности. Над облучаемой поверхностью при этом образуется слабая плазма.
Что любопытно, метод лазерной очистки десятилетие назад стали применять именно реставраторы – ещё до приобретения им популярности как способа удаления татуировок или выведения красок. По словам учёных, абляция тут гораздо предпочтительнее химических или механических средств, воздействие которых может иметь непредвиденные последствия.
Выглядит всё достаточно просто: грязь и другие материалы, составляющие корку на поверхности холста, перегреваются и испаряются. Однако малейшее «передерживание» опасно для картины. «Порой даже кратковременное нагревание может дать вредный эффект», – говорит Сиано. При помещении под воду действие лазера усиливается, но по понятным причинам это подходит лишь для очистки монет или статуй.
Помимо умения бережно обращаться с лазером есть другая проблема – собственно наличие самого устройства. Сальваторе утверждает, что подобрать нужный, удовлетворяющий всем условиям прибор не проще, чем построить такой самому. Сиано намерен продолжать развитие технологии, чтобы в будущем дать новую жизнь деликатным краскам станковой живописи. Одними из первых кандидатов на лазерную реставрацию могут стать работы Боттичелли.
Более подробно узнать о методе Сальваторе и посмотреть примеры восстановленных им памятников Ренессанса можно в статье, опубликованной в открытом доступе журналом Accounts of Chemical Research. Прочтите также о том, как реставрации живописи помог ускоритель частиц.