Учёные подтвердили наличие мусороворота в Атлантике

Мусор пока почти не скапливается в большие плавающие острова. В основном океанографы находят вот такой мелкий «щебень», который часто становится заметным, только когда океан совершенно спокоен (фото SEA).

В северной части Атлантического океана тоже существует водоворот, по которому циркулирует огромное количество пластикового мусора. Об этом на очередном собрании Американского геофизического союза (2010 Ocean Sciences Meeting) доложила объединённая группа исследователей из Ассоциации морского просвещения (SEA), Вудсхолского института океанографии (WHOI) и Гавайского университета (University of Hawaii).

Мы уже рассказывали о гигантском мусоровороте Тихого океана, а теперь нечто подобное обнаружено в Атлантике. Вообще-то учёные уже много лет патрулируют эти воды, однако только теперь они точно установили: миллиарды мелких и не очень частичек пластика скапливаются в нескольких сотнях километров от североамериканского побережья. Как близко они подходят к Европе, пока не ясно, но в «высоту» пятно занимает всё пространство между 22 и 38 градусами северной широты.

Исследования длятся уже более 20 лет, и в них приняли участие порядка 7000 человек. Однако первая экспедиция, посвящённая исключительно изучению скопления атлантического мусора, была снаряжена SEA лишь в июне прошлого года. На верхнем фото: исследовательское судно. Внизу: примерный путь передвижения пластикового мусора (фото и иллюстрация SEA).

Биологи установили, что на каждый квадратный километр Cеверной Атлантики приходится около 200 тысяч самых разных обломков мусора, смытого или вынесенного ветром с городских свалок и побережья. И это только на поверхности. А ведь волны подчас уносят хлам на глубину до 20 метров, добавляет химик Гёра Проскуровский (Giora Proskurowski) из SEA.

Весь этот человеческий мусор отравляет жизнь рыбам и птицам, которые принимают его за планктон, поедают сами, а также скармливают своим детёнышам. Мелкие обитатели и даже растения селятся в крупных скоплениях, пластиковых бутылках и прочих выброшенных предметах, как на дне. Всё это приводит к ухудшению здоровья морских животных.

Чтобы исследовать путь движения мусора, Николай Максименко из университета Гавайев использовал специальные дрейфующие буи, которые работают как своеобразные метки и передают сигнал на спутник. Таким образом учёному удалось установить, какие течения и как гонят пластик по кругу в центре океана, не давая ему «сбежать» в течение многих лет.

Пока в Атлантике мусора не так много, как в Тихом океане, но от этого морские биологи волнуются не меньше. На фото в центре: поселение усоногих на вытащенных из воды канатах. Внизу показана фотография рыбы и куска пластика, который был вытащен учёными из её желудка (фото WHOI, SEA).

Методы борьбы с морским хламом учёные пока не придумали. На твёрдой земле всё несколько проще. Мы неоднократно рассказывали о различных способах достойно избавиться от мусора: его утилизируют, им питаются мусоровозы, из него делают дома (1, 2 и 3) и "людей", а ещё он помогает освещать городские улицы.

Глобальное потепление ускорило рост деревьев