Объяснена зимняя активность шмелей

«Велик соблазн увязать нежелание шмелей зимой бездельничать с глобальными изменениями климата в последние 20 лет, однако дело вовсе не в этом», – говорит один из авторов исследования Томас Ингс (фото Thomas Ings).

В последние годы в Англии наблюдается необычайно много шмелей, причём в холодное время года, чего раньше за ними не замечали. Причины такого поведения открыло новое исследование, проведённое специалистами лондонского университета королевы Марии (QMUL).

Как правило, земляные шмели (Bombus terrestris) в Северной Европе обладают за год одним или, реже, двумя активными в течение весны и лета поколениями. С наступлением осенних холодов большая часть насекомых погибает, а шмелиные королевы впадают в спячку.

Однако начиная с 1990 года стали поступать сведения, что живых и здоровых насекомых видели опыляющими растения. Лондонские специалисты, уже выявлявшие ранее роль запахов в жизни B. terrestris, исследовали этот феномен и пришли к занятным выводам.

Как сообщают учёные в пресс-релизе, скорее всего, уникальное «зимнее поколение» насекомых рождается специально для того, чтобы собирать нектар с культивируемых человеком вечнозелёных растений, наподобие земляничных деревьев или магонии.

Схематичное распределение зимней активности B. terrestris в Великобритании с октября 2008 по март 2009 года (иллюстрация Stuart Roberts/PLoS ONE).

Подобное фундаментальное изменение активности насекомых напоминает о непрерывном ускорении эволюции благодаря влиянию человека (мы рассказывали о сходном случае с птицами). Более того, пометив шмелей крошечными радиочипами, британские специалисты вскоре убедились, что в деле сбора нектара они гораздо деятельнее своих «летних» собратьев.

Полный текст статьи биологов выложил в открытый доступ журнал PLoS ONE. Узнайте также о том, как шмели учатся друг у друга и на какие рекорды дальности полёта они способны.

Построено микроухо для подслушивания бактерий