Биологи разобрались с рогами самок навозных жуков

Рога, играющие роль вторичных половых признаков у самок жуков, пока ещё остаются малоизученными, отмечают австралийские учёные (иллюстрация Nicola L. Watson).

Почему рога самок навозников вида Onthophagus sagittarius сильно отличаются от таковых у самцов и зачем эти рога вообще нужны женским особям, выяснили Никола Уотсон (Nicola L. Watson) и Ли Симмонс (Leigh W. Simmons) из университета Западной Австралии.

Если у самцов O. sagittarius рожки по «схеме расположения» напоминают бычьи, то у самок они гораздо крупнее и скорее похожи на носорожьи, стоящие один позади другого. Предназначение рогов у «мужчин» вопросов не вызывает, а вот для чего это «дамам» – было не ясно. То ли рога самок — это побочный генетический «продукт», то ли способ привлечь партнёра для спаривания…

Оказалось, ни то, ни другое: как сообщается в пресс-релизе университета, «женские» рога – это выработанное в ходе эволюции оружие для борьбы с другими самками за навоз, а говоря шире, за репродуктивный успех. Это подтвердили лабораторные тесты с «участием» самок одинакового размера: те, у кого рога были крупнее, имели больше потомства.

Вверху: на этом снимке хорошо видны различия рогов у самца (слева) и самки. Внизу: поединок женских особей (фото Sean Stankowski).

«Наше исследование представляет собой редкий пример конкуренции женских особей с использованием своеобразного оружия», – пишут биологи в статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B. Читайте также о том, как навозный жук стал кровожадным хищником и как совы используют экскременты животных в качестве приманки для навозников.

Построено микроухо для подслушивания бактерий