Тёмная энергия и ОТО получили подтверждение вселенского масштаба

Ранее тёмная энергия – в некотором смысле отвергнутая Эйнштейном догадка – подтверждалась эволюцией двух групп галактик и наблюдением потери фотонов (фото Sloan Digital Sky Survey).

Общая теория относительности, равно как существование тёмной энергии, нашли ещё один весомый довод в свою пользу. Об успехе рассказали астрофизики из университетов Принстона (Princeton University) и Цюриха (Universität Zürich).

Учёные использовали данные о местоположении, скорости и форме 70 тысяч далёких (до 3,5 млрд световых лет) галактик, полученные проектом Sloan Digital Sky Survey. Различные теории гравитации по разному прогнозируют отличия в её проявлении на больших и малых масштабах, эффект гравитационного линзирования, эволюцию галактик, их собственный рост и стремление собираться в кластеры.

Каждый из этих параметров по отдельности недостаточен, чтобы выбрать одну из гипотез, но авторы работы вычислили совокупный показатель EG, характеризующий линзирование, рост галактик и кластеризацию. Измеренное на масштабе в десятки мегапарсек значение EG — 0,39±0,06 — хорошо согласуется с предсказываемым по теории Эйнштейна (около 0,4). (Детали — в статье Nature.)

Другие теории гравитации, обходящиеся без тёмной энергии для объяснения наблюдаемых процессов (ускорения разбегания галактик в частности), либо заметно отклоняются от этого значения (и потому требуют «ремонта»), либо предсказывают похожую величину, но всё же нуждаются в уточнении. Так что пока ОТО устояла.

ОТО уже была дважды проверена пульсаром и один раз Землёй.
Узнайте также, как был подтверждён эйнштейновский взгляд на пространство, как проверили самую знаменитую в мире формулу и познакомьтёсь со скоплениями тёмной материи, "волосом из бороды Бога" и «тёмным потоком» – утечкой галактик, приоткрывающей дверь в мультивселенную. На рисунке показаны скопления галактик на карте Вселенной (иллюстрация M. Blanton/ Sloan Digital Sky Survey).

В то же время, напоминают учёные, бесповоротный вердикт выносить рано, поскольку и альтернативные теории продолжают эволюционировать, и EG ещё не раз можно будет уточнить.

Комментировавшая новую работу космолог Алекси Лото (Alexie Leauthaud) из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли объяснила выбор так: «Либо мы найдём общую теорию относительности неправильной, либо обнаружим новый тип физики, чтобы объяснить тёмную энергию. Нам предстоит смена парадигмы, в любом случае».

Британцы научились получать наномагниты при помощи бактерий

10 марта 2010

Получена самая тяжёлая античастица

9 марта 2010

Беспереходный транзистор ведёт микросхемы к новым масштабам

2 марта 2010

Созданы звуковые лазеры нового типа

27 февраля 2010

Китайцы разработали звукоизоляционный материал из латекса

25 февраля 2010
  • Иван Локоченко  19 сентября, 10:33
    При рождении вселенной в результате большого взрыва. появилось девять измерений. Затем три пространственных и время развернулись. На «теле» этих измерений стала и развиваться вселенная (зарождаться те объекты которые мы сейчас наблюдаем). Но с течением времени эти три измерения продолжают разворачиваться до бесконечности. И также на "теле " этих измерений продолжает расширяться и вселенная (как на резинке). А так как в первое время рождения вселенная была плотнее, то гравитация замедляла процесс расширения, А сегодня с увеличением расстояний между космическими объектами процесс разворачивания измерений (а следовательно расширение вселенной) ускоряется. С течением времени скорость будет еще больше расти. Вот вам и причина расширения вселенной. А темная материя. это виртуальные струны трех измерений. (по аналогии виртуальных частиц вакуума). Это сама структура вселенной, а вот наблюдаемая ее часть – это уже не виртуальные струны, а взаимодействующие друг с другом.

trantor@chel.ru

• Александр Назаров  25 января, 15:24
    Да космолог Алекси Лото сказала всю правду до конца. Кстати темная энергия как раз придумана была исключительно для того, чтобы спасти ОТО. Бунтует народ — не хочет доказывать того, чего нет.