Доказана связь деятельности человека и формы крыльев птиц

Один из наиболее ярких примеров исследования – серая сойка (Perisoreus canadensis) (фото A. Desrochers).

Homo sapiens, будучи доминирующим на планете видом, постоянно влияет на развитие окружающих его животных и птиц, ускоряя их эволюцию. Новый тому пример — изменение певчих птиц Америки за прошедший век — открыл Андре Дезроше (André Desrochers) из канадского университета Лаваля.

В своей статье, опубликованной в журнале Ecology, учёный приводит данные, которые, по его мнению, доказывают связь между массовой вырубкой хвойных лесов в Квебеке и постепенным изменением формы крыльев у местных птиц – в сторону заострения. Необходимость регулярно пролетать гораздо большее расстояние поставила перед пернатыми задачу модифицировать их «летательный аппарат».

Такая адаптация родственных групп организмов к систематическим нерезким изменениям условий окружающей среды называется адаптивной радиацией. Выводы Дезроше основаны на тщательном изучении 851 экземпляра певчих птиц 22 разных видов, хранящихся в биологических музеях Оттавы и университета Корнелла (в стенах которого Андре выполнял данное исследование).

Два самца вида капюшонная вильсония (Wilsonia citrina) – крыло образца 1925 года (верхняя птица и левая вставка) явственно отличается от экземпляра, пойманного в 2003-м (фото Kimberly Bostwick/Cornell Museum of Vertebrates).

«Заострённый край крыла энергетически более выгоден птицам, потому что он обеспечивает большие устойчивость и эффективность в полёте», – говорит учёный в пресс-релизе университета. Он также приводит исторический контрпример – сглаживание формы крыла у пернатых в лесах Новой Англии, которые интенсивно разрослись с начала XX века.

Птицы, которые постоянно находятся в движении, – хороший материал для исследования эволюционных биологов. Ранее мы уже рассказывали о том, как эволюцию пернатых подстёгивают подкормка и урбанизация. Читайте также о примерах адаптивной радиации у шмелей и многолетних цветов.

Хищное растение раскрылось туалетом для тупайи