Японцы создали углеводородный сверхпроводник

Фотографии обычного и допированного калием (внизу) кристалла пицена (фото Nature).

Физики из японского университета Окаямы (Okayama University) рассказали об открытии сверхпроводимости кристалла пицена (picene) — C22H14, в который было внедрено некоторое количество атомов калия.

Соединение относится к углеводородам и является компонентом каменноугольной смолы, а также продуктом процесса очистки нефти. Обычно пицен ведёт себя как полупроводник. Но группе Йосихиро Кубодзоно (Yoshihiro Kubozono) удалось добиться изменения его свойств.

Для этого они на стадии получения кристалла добавили к нему атомы щелочных металлов (рубидия или калия). Полученное соединение (Kxpicene) проводило ток без сопротивления при температуре 7 (-266 °C) и 18 кельвинов (-255 °C) в зависимости от количества введённого калия. А это весьма неплохой результат для сверхпроводников.

В статье в журнале Nature учёные пишут, что пицен представляет собой пять бензольных колец, соединённых в шахматном порядке. В кристалле плоские молекулы образуют слои. Добавленные атомы калия встраиваются между слоями, улучшая проводимость в плоскостях, параллельных слоям.

Полученный сверхпроводник по свойствам можно сравнить с фуллеренами (C60), также допированными калием. Существуют и другие органические сверхпроводники, но данная работа рассказывает о первом (пусть и не чистом) углеводородном сверхпроводнике. Сейчас японские специалисты изучают влияние на сверхпроводимость пицена таких щелочных металлов, как цезий и натрий, а также испытывают другие углеводороды.

Структура молекулы и кристалла пицена (иллюстрация Nature).

Почитайте заодно о другом не так давно открытом семействе сверхпроводников, о самом тонком сверхпроводящем материале и о сверхпроводимости полуторного рода, а ещё об обходном пути, который может привести к созданию материалов, обладающих нулевым сопротивлением даже при комнатной температуре.

Тёмная энергия и ОТО получили подтверждение вселенского масштаба