Обнаружена самая массивная сверхновая типа Ia

Предмет нынешнего исследования может оказаться продуктом слияния и последующего взрыва двух белых карликов. На фото одна из сверхновых типа Ia показана в левом нижнем углу (фото High-Z Supernova Search Team, HST, NASA).

Международная команда астрономов под руководством специалистов Йеля (Yale University) в очередной раз доказала, как мало нам пока известно о космосе: учёные описали сверхновую типа Ia с массой, превышающей предел Чандрасекара (Chandrasekhar limit). Нынешняя работа может изменить представление не только об эволюции сверхновых, но и о расширении Вселенной.

Тип Ia включает сверхновые, образовавшиеся в результате взрыва белых карликов. Ранее считалось, что масса этих звёзд до катастрофы не может превышать 1,4 массы Солнца (тот самый предел). Однако с 2003 года были обнаружены четыре подобных объекта, яркость которых позволяла предположить, что погибшие звёзды были тяжелее.

Ричард Скалзо (Richard Scalzo) и его коллеги из Франции и США, работающие в рамках проекта Nearby Supernova Factory, взялись за изучение одной из тех странных суперновых — SN 2007if.

Исследование останков звезды при помощи телескопов Чили, Калифорнии и Гавайев доказало, что она действительно превосходит верхний предел массы, причём только само светило (помимо материала, сброшенного при взрыве) обладает 2,1 массами Солнца (±10%).

Значение нынешнего открытия трудно переоценить, ведь вспышки сверхновых типа Ia в силу стабильного ограничения по энергии (а значит, и светимости) служат для учёных чем-то вроде линейки для определения расстояния между галактиками, мерой оценки прошлого и будущего расширения Вселенной. Кроме того, астрономам интересны и сами эти объекты. Они уверены, что SN 2007if позволит узнать больше об эволюции сверхмассивных сверхновых.

Статья авторов будет в скором времени опубликована в журнале Astrophysical Journal (а пока можно ознакомиться с её препринтом на сайте arXiv.org и пресс-релизом Йеля). Узнайте также об обнаружении предсказанной сверхновой и о взрыве сверхновой редчайшего типа.

Сняты лучшие кадры места посадки российской миссии на Фобос