Spitzer обнаружил два древнейших квазара

Так в представлении художника выглядит одна из обнаруженных сверхмассивных чёрных дыр, сидящих в центре богатой звёздами галактики. Кстати, квазары в миллион раз массивнее обычных чёрных дыр, образовавшихся после смерти звёзд (иллюстрация ASA/JPL-Caltech).

Группа астрономов под руководством Линьхуа Цзяна (Linhua Jiang) из американской обсерватории Стюарда провела исследование двух квазаров (J0005-0006 и J0303-0019) и подтвердила выдвинутые ранее гипотезы об эволюции первых массивных чёрных дыр во Вселенной.

Квазарами именуют сверхмассивные чёрные дыры, сидящие в центре галактик. Обычно они окружены похожими на пончики облаками из пыли и газа, подпитывающими дыру. Однако теория эволюции Вселенной предполагает, что в начале (примерно в течение миллиарда лет после Большого взрыва) пыли не было, она образовалась лишь позже, по мере старения звёзд в галактиках.

Получается, что квазары, рождённые очень давно, должны быть беспылевыми, но никто из астрономов пока ничего подобного не наблюдал. В пресс-релизе учёные отмечают, что телескопы регистрируют наличие пыли по особым инфракрасным линиям в спектре квазаров.

Не так давно два предсказанных «облегчённых» квазара были впервые обнаружены профессором Сяохуэем Фанем (Xiaohui Fan), работающим с данными, пришедшими с инфракрасного космического телескопа Spitzer. Оба источника расположены примерно в 13 миллиардах световых лет от нас, то есть являются одними из самых молодых (и лёгких).

Группа Цзяна провела дополнительное их изучение (а также 19 других самых далёких квазаров) и отчиталась о полученных результатах в статье журнала Nature. «Самое важное для нас в этом исследовании то, что мы ничего не увидели: пыли вокруг двух из двадцати одного квазара не было», — радуется Фань.

Приведённые здесь графики показывают различия в спектре ранней беспылевой сверхмассивной чёрной дыры (J0005-0006, вверху) и обычной (J0842+1218). У более поздних вокруг первичного газового диска (accretion disk) образуется ещё и скрывающий всё остальное «пончик» из пыли (dust torus) (иллюстрация ASA/JPL-Caltech).

Читайте также о том, как Spitzer помог открыть самых молодых коричневых карликов, крупнейшее кольцо Солнечной системы и планету, находящуюся в середине процесса своего формирования.

Обнаружен умеренный газовый гигант