NM2: захочет ли зритель быть сам себе телевидением

Интерактивное телевидение предполагает активное участие зрителя в процессе создания медиа-продукции. А что, если зрителю будет просто неинтересно делать чужую работу? (фото с сайта midray.com).

Похоже, в Европе решили спасать агонизирующее телевидение. То есть — попытаться вернуть к экранам любимую рекламодателями целевую аудиторию, медленно, но верно уходящую в Сеть и онлайновые игры в частности. Телевидение предлагается сделать по-настоящему интерактивным. Не поздновато ли?

В общем, Евросоюз (European Union) выделил 7,5 миллионов евро на трёхлетний проект «Новые медиа для нового тысячелетия» (New Media for a New Millennium — NM2).

Под это дело подписались 13 компаний и учебных заведений из Германии, Австрии, Испании, Голландии, Британии, Греции, Финляндии и Швеции – всего восемь стран. BT в списке, пожалуй, самая известная компания.

Что же должно, по идее, получиться 31 августа 2007 года? А как раз то самое интерактивное телевидение, о котором писали фантасты: зрители управляют происходящим на экране, редактируют фильмы и передачи, одним словом – подстраивают ТВ под себя, под свои индивидуальные интересы или вкусы.

Это означает примерно следующее. Домохозяйка смотрит любимый сериал, в какой-то момент она узнаёт, что Джон собирается жениться на мотогонщице Мэри, а не на студентке Джулии, которая ей так нравится.

Хозяйка подаёт сигнал (с помощью PC ли, мобильного телефона ли, чего-то ещё – не суть важно), и на экране счастливые Джон и Джулия отправляются в свадебное путешествие.

Координатор NM2 Питер Столленмайер (Peter Stollenmayer) из немецкой Eurescom рассказывает об этом так: «Медиа-продукция в цифровых форматах скоро станет пользовательски управляемой. Этот новый опыт является интерактивным, персонифицированным и основанным на развитии новых идей о нелинейном изложении.

Питер Столленмайер искренне верит в будущее проекта NM2, иначе он бы его не координировал (фото с сайта eurescom.de).

Зрители смогут взаимодействовать непосредственно со средой и влиять на то, что они видят и слышат согласно своим личным вкусам и пожеланиям. Пользователи больше не будут пассивными зрителями, а станут активными участниками процесса».

А вот что думает по этому поводу технический менеджер NM2, британский доктор Дуг Вилльямс (Doug Williams) из BT: «Трёхлетний проект имеет честолюбивую цель — идентифицировать на медиа-рынке новый массовый жанр, который позволит содержанию быть приспособленным на лету для индивидуального зрителя.

Мы считаем, что это будет очень привлекательно для пользователей и рекламодателей, но это означает, что нам необходимо продумать весь процесс производства от начала до конца».

Как видите, Вилльямс не забывает о рекламодателях. Это, с одной стороны, понятно и естественно, а с другой – говорит о том, что на рекламу «интерактив нового тысячелетия» распространяться не будет.

Что касается принципов работы нового медиа, то пока описание наводнено лишь расплывчатыми формулировками, включающими «инновационные инструменты», «сложные алгоритмы», «специальное программное обеспечение» и так далее.

Домохозяйкам должно понравиться управление героями сериалов (фото с сайта outsidein.co.uk).

Однако, послушав того же Вилльямса, быстро понимаешь, о чём, собственно, идёт речь: «Телевидение в настоящее время — просто коробка, которая получает сигналы. При реализации проекта мы хотим научить машину смотреть на телевизионный контент так же, как на части конструктора Lego, которые можно разобрать и собрать, но уже с совершенно другим смыслом».

Проще говоря, на некоем сервере (назовём его так) находится несколько версий развития событий: Джон женится на Мэри, Джон женится на Джулии, все умирают и так далее. Заметим, количество кубиков Lego должно быть разумным.

Ну вот, а телезритель направляет запросы и складывает из кубиков (достаточно объёмных и монтажно склеиваемых, наверняка со встроенной рекламой) сериал.

Кстати сказать, нечто подобное уже существует, но о победоносном шествии этих технологий по планете говорить (возможно, пока) не приходится. Есть же видео по запросу (Video on Demand — VoD), IP-телевидение и тому подобное.

Здесь пользователь, правда, оперирует не кусками контента, а целыми видеопродуктами, но организаторы NM2, судя по всему, взяли за основу именно этот принцип.

В японском Нагайо установлены терминалы «Видео по требованию» — с их помощью туристы могут получить видеоинформацию о городе (фото с сайта city.nagano.nagano.jp).

К концу лета 2007-го на экраны европейских стран должны выйти семь проектов – семь «Новых медиа для нового тысячелетия». Они позволят зрителям «создавать свой собственный медиа-мир».

В частности, это сериал, экспериментальное телешоу, в ход которого финская телеаудитория будет вмешиваться путём отправки текстовых сообщений с мобильников (новизной SMS-управление отчего-то не поражает), а также готическая драма, передача об искусстве эпохи Возрождения, документальные фильмы, романтичные комедии и так далее.

Притом, что упоминаются выпуски новостей, о спортивных состязаниях нет ни слова (шутка).

Должно быть, не жаль Евросоюзу 7,5 миллионов евро на затею, которая через три года (если не претерпит существенных изменений) вряд ли будет востребована массовой аудиторией. Может быть, стоит прислушаться к американцу Гейтсу, который уже сегодня предсказывает постепенное поглощение телевидения Интернетом?



Наручные часы получают рассылку новостей

21 октября 2004

TV-B-Gone: не забудьте выключить тысячу телевизоров

20 октября 2004

Учёные обнаружили отпечатки пальцев у принтеров

19 октября 2004

Билл Гейтс: «Радиовещательное телевидение находится перед вызовом»

15 октября 2004

Новый электронный язык ощущает вкус с помощью звука

14 октября 2004