Океанов на Марсе никогда не было

Марс всегда был пустыней?

В журнале Science опубликован отчёт об исследовании, проведённом сотрудниками Университета Колорадо (University of Colorado), касающемся наличия воды на Марсе.

Выводы учёных крайне неутешительны для сторонников идеи о существовании жизни на Красной планете. Сотрудники Колорадского университета считают, что жидкая вода на поверхности Марса появлялась лишь эпизодически — в результате столкновения с крупными метеоритами.

Причём, по мнению учёных, эти метеориты, во-первых, сами содержали очень большое количество воды, а во-вторых, теплота, выделявшаяся при столкновении астероидов с поверхностью, растапливала лёд, находящийся под поверхностью планеты.

В результате в марсианских пустынях на короткие периоды времени появлялась вода, которая и привела к образованию тех самых пресловутых каналов и обширных долин, которые многие принимают за русла высохших рек и дно исчезнувших морей.

На самом же деле никаких постоянных океанов, утверждают сотрудники Колорадского университета, на Марсе никогда не было.

Их выводы основываются на результатах изучения фотографий поверхности Марса и проведённых учёными компьютерных симуляций. По словам доктора Оуэна Туна (Owen B. Toon), возглавлявшего группу исследователей, как минимум марсианских 25 кратеров возникли в результате столкновения с метеоритами диаметром от 60 до 150 миль (то есть от 96 до 240 километров).

Столкновения со столь массивными объектами приводили к выбросу в марсианскую атмосферу миллионов тонн частиц испарившихся горных пород, воды и водяного пара.

Начальная температура взрывной волны достигала 4000 oС, и в результате этих столкновений вся планета оказалась покрыта слоем раскалённых горных пород толщиной в несколько десятков или даже сотен метров.

Это тоже приводило к таянию подземного льда и повсеместному образованию рек. Затем, в течение нескольких десятилетий, следовавших за катастрофой, на Марсе шли дожди.

Но затем вода снова замерзала, и Марс вновь превращался в замёрзшую пустыню. Профессор Тун полагает, что периоды, когда климат Марса становился тёплым и влажным, были слишком короткими, чтобы там могла зародиться какая-либо жизнь.

Впрочем, другие специалисты не торопятся ставить крест на возможности появления жизни на Марсе. В частности, сотрудник Аризонского университета (University of Arizona) Питер Смит (Peter H. Smith), полагает, что на планете могли действовать и другие силы, способствовавшие возникновению озёр тёплой воды под поверхностью планеты, в которых могла возникнуть микроскопическая жизнь. Например, вулканическая активность.

Между тем, по сообщению Space.com, в районе южного полюса Марса удалось обнаружить водяной лёд, причём прямо на поверхности планеты.

Более подробно о поисках жизни на Марсе можно прочитать здесь.

Астрономы выяснили точную массу экзопланеты