Разгадан секрет рождения сверхмассивных звёзд

Сложный танец встречных горячих и холодных потоков газа открывает секрет самых тяжёлых звёзд (иллюстрация Thomas Peters et al.).

Как звёздам, весящим по 100 Солнц и более, удаётся набрать такую колоссальную массу при рождении, не раскидав окружающий газ своим мощным излучением, выяснила международная группа учёных из Германии, США и Мексики.

Загадка сверхмассивных звёзд (вроде чудовища из туманности Пиона) давно волнует астрономов. Такая звезда начинает формироваться, как и все, — притягивая вещество из первичного облака. Однако, после того как светило зажглось, оно начинает воздействовать на газ сильным излучением (особенно — ультрафиолетом). Свет эффективно противостоит гравитации, отбрасывая оставшийся материал прочь, словно горячий пузырь.

Авторы новой работы составили самую подробную и точную компьютерную модель массивного молекулярного облака. Его коллапс раскрыл тайну звёзд-монстров. Оказывается, расширение горячего газа и сжатие холодного происходят очень неравномерно. Ионизированные потоки, убегающие прочь от новорождённой звезды, работают чем-то вроде лопат — они концентрируют остальной окружающий газ в плотные листы и нити.

Последние служат для молодого солнца подобием баночек с готовым питанием — звезда поедает эти структуры, набирая вес всё больше и больше. А главным ограничителем конечной массы такой огромной звезды служат... её меньшие сёстры, рождающиеся в относительной близости из того же самого молекулярного сырья.

Эти звёзды-спутники, каждая из которых появляется из локальных неустойчивостей (возмущений) в первичном облаке, растут одновременно с основной звездой (также поедая созданные ею плотные нити газа) и достигают хотя и куда меньшей, но всё же ещё довольно солидной массы. Они и подчищают пространство вокруг самой крупной звезды в кластере, оставляя её, в конце концов, без питания.

Детали исследования изложены в статье в Astrophysical Journal. Познакомьтесь заодно с раскрытой недавно тайной рождения Столпов Творения.

Открыт гелиевый дождь на Юпитере

24 марта 2010

Космолёт SpaceShipTwo впервые оторвался от земли

23 марта 2010

На юге Нептуна найден гигантский вихрь

22 марта 2010

Зонд Cassini рассказал о нестабильности и атмосфере колец Сатурна

19 марта 2010

Spitzer обнаружил два древнейших квазара

19 марта 2010
  • «А главным ограничителем конечной массы такой огромной звезды служат... её меньшие сёстры, рождающиеся в относительной близости из того же самого молекулярного сырья.»
    и это единственное объяснение, почему звёзды не набирают массу больше, чем 150 солнечных? маловато для закона.
  • Александр Лалетин  11 марта, 12:08
    Масса звезды говорит о ее возрасте. Только время существования звезды позволяет ей набирать свою массу. Без присутствия ЧД в своем основании, никакие скопления материи неспособны образовать ни планету, ни звезду.
    Все звезды и планеты имею строгую прямую зависимость между своей массой и возрастом. Существование звезд или планет различной массы, но одного, единого возраста, невозможно. Массивнее, однозначно означает — старше. И это относится буквально ко всем энергообразованиям мироздания начиная с атомов до галактик. Легкий, равноценно что, молодой, тяжелый — старый. И исключений из этой зависимости среди естественных энергообразований нет.