Разработан солнечный уборщик космического мусора

Спутник CubeSail весит всего 3 килограмма, а его размеры составляют 10 х 10 х 30 см (фото Surrey Space Centre).

Небольшой солнечный парус мог бы не только предоставлять малым спутникам даровую тягу во время выполнения основной миссии, но и сводить с орбиты аппараты, отработавшие свой век. Проверить эту идею на практике призван наноспутник CubeSail, представленный недавно британскими инженерами.

Партнёры в этом проекте: космический центр университета Суррея (Surrey Space Centre), основной разработчик аппарата, компания Surrey Satellite Technology, а также европейский аэрокосмический гигант EADS Astrium, который предоставил финансирование.

Запуск аппарата в космос намечен на конец 2011 года. Он должен выйти на полярную орбиту высотой 700 километров. Там CubeSail развернёт квадратный парус из тонкой полимерной плёнки площадью 25 квадратных метров.

«Мы будем контролировать парус при помощи новой техники, без применения ракетных двигателей, — объясняет руководитель проекта доктор Вайос Лаппас (Vaios Lappas) из университета Суррея. — Мы разработали механизм качания, который использует очень маленькие моторы. Он способен смещаться в двух направлениях. Это даст нам возможность изменять взаимное положение центра масс аппарата и паруса. Мы также задействуем маленькие магниты, которые будут взаимодействовать с магнитным полем Земли».

В начале миссии CubeSail попробует использовать парус как движитель, способный изменить параметры орбиты аппарата. По окончании же этого эксперимента управление парусом настроят так, чтобы он тормозил спутник. Помимо «солнечной тяги» этому должно способствовать относительно большое сопротивление атмосферы, следы которой присутствуют даже на таких высотах.

Авторы технологии предполагают, что подобные очень недорогие и лёгкие устройства могут стать стандартным оснащением новых спутников класса до 500 килограммов. Они бы развёртывали парус и работали как тормозная система в конце срока службы, уменьшая тем самым количество мусора в околоземном пространстве (фото Surrey Space Centre).

Более сложные аппараты такого типа могли бы в будущем даже состыковываться со старыми спутниками с той же целью утилизации. Детали замысла можно найти в пресс-релизе университета. Читайте об истории солнечных парусников и их перспективных проектах.

Разгадан секрет рождения сверхмассивных звёзд